SITE LOGO
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 19.04.2024, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [57]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 172
Главная » Статьи » Мои статьи

"Минь Эрзят"
>Эрзя
06.12.2006, 10:32 (Народы)
Локальные этнонимы
Мордовский народ сам себя не называет мордвой. Это название дано ему соседними
народами. Впервые этноним мордва - Mordens упоминается в VI веке готским
историком Иорданом. В других западноевропейских источниках мордва называется
также: Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordva, Morduinus. В древнерусских
летописях этноним мордва появляется с XI века. В своей основе он восходит к
ирано-скифским языкам: иранское mard - мужчина. Мордовских языках указанное
слово сохранилось для обозначения мужа-супруга: "мирде".
Мордва называет себя мокшей или эрзей. Наиболее ранние письменные сведения об
этнониме мокша - Moxel содержатся в записках фламандского путешественника XIII
века Гильома Рубрука. Он связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая
семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские,
кельтские, иранские языки) гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным
источником: рекой, ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите
проливание, утекание.
Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя - "арису" дошло до нас в
послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до IX
века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства) Иосифа,
датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к иранской
лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой.
Кроме этих этнонимов в литературе о мордве встречаются названия этнических ее
групп: каратаи, терюхане, шокша. Они не являются этнонимами, а даны
исследователями в зависимости от места проживания этих групп. Так, название
каратаи происходит от наименования деревень Мордовские Каратаи и Заовражные
Каратаи Камско-Устьинского района Татарии, где они живут. Сами себя они называют
мордвой. Терюхане, теперь уже исчезнувшая группа мордвы, скорее всего эрзи,
жившая в Терюшевской волости Нижегородской губернии, отчего и получила свое
наименование. Термин шокша в научной литературе стал использоваться с 50-х годов
ХХ века и обозначается эрзянское население Теньгушевского и Торбеевского районов
Республики Мордовия, живущее преимущественно в мокшанском окружении. Это
название произошло от притока реки Мокши - Шокша и одноименного села на его
берегу. Сама себя эта группа мордвы называет эрзей.
Происхождение
Ранняя история племен уральской языковой общности, включавшей предков
финно-угров, прослеживается с эпохи мезолита - среднекаменного века (7-12 тысяч
лет назад). Уже к концу этой эпохи древние финно-угры расселились на территории
от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита - новокаменного века (5-7
тысяч лет назад) финно-угры в Среднем Поволжье и Прикамье были представлены
племенами волго-камской культуры. В конце III - первой половине II тысячелетия
до н.э. в Верхнем и Среднем Поволжье проживали финно-угорские племена
волосовской культуры. Во II тысячелетии до н.э. на этногенетические процессы в
этом регионе оказали воздействие индоевропейские племена. Следы их влияния на
местное население сохранились до настоящего времени как в языке, так и в
антропологическом составе финно-угорских народов, в том числе и мордвы.
Основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена
городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в
западной части Среднего Поволжья и переднем Поочье. В первых веках нашей эры из
городецкой этнической общности выделяются отдельные группы племен, в том числе и
мордва. Характерные признаки древнемордовской культуры становятся устойчивыми
примерно с середины III века н.э. Древнемордовские племена до IV века н.э.
занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Среди них
выделялись южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская),
другая проживала на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна. В
бассейне Средней Оки проживали так называемые рязанские племена, которые по
своему происхождению, культуре и, возможно, языку были близки древнемордовским.
Одни исследователи отождествляют их с мордвой, другие - с мещерой (Мещера -
финно-угорское племя, жившее в бассейне Средней Оки, было ассимилировано
русскими. Часть мещеры по-видимому участвовала в этногенезе мордвы).
Начавшееся в IV веке н.э. изменения в составе населения Восточной Европы
отразились на древнемордовских племенах. Увеличивается плотность
древнемордовского населения в Верхнем Посурье из-за прихода новых родовых групп
с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. В IV-VII веках мордовские поселения
появляются на правобережье Волги между устьями рек Суры и Оки. Часть
рязано-окских племен продвигается в Нижнее Примокшанье, где приняли участие в
сложении древней мокши. Другая их группа устремляется в бассейн Нижней Оки, где
участвует в формировании муромы (Мурома - финно-угорское племя, жившее в
Окско-Сурском междуречье, к началу II тысячелетия н.э. было ассимилировано
русскими. Часть муромы переселившись в Примокшанье приняла участие в сложении
древней мокши). Эти процессы были вызваны также и тем, что у этих племен
начинает развиваться пашенное земледелие, которому требуются новые земли.
В VII веке под давлением хазар и болгар (Болгары - тюркские племена пришедшие в
VIII-IX веках из Приазовья в Поволжье и основавшие здесь свое государство
Волжскую Болгарию) основная масса южномордовских племен покидает бассейн Верхней
Суры и переселяется на запад и северо-запад. Оставшееся население попадает под
влияние Хазарского каганата. Во второй половине I тысячелетия н.э. усиливается
процесс консолидации отдельных мордовских племен. В южных районах общемордовской
территории в бассейне реки Мокша и в верхнем Присурье складывается союз племен
мордвы-мокши, а в северных районах, в Окско-Сурском междуречье - мордвы-эрзи. В
формировании эрзи приняли участие и мурома, которые к XI-XII веку покинули
Окско-Клязьминское междуречье и переселились на восток. Оставшиеся муромские
племена были ассимилированы славянами.
Между мокшанскими и эрзянскими племенами происходили тесные интеграционные
процессы. В междуречье Мокши, Теши и Пьяны происходит смешение мокши и эрзи. Но
их дальнейшая консолидация и образование единой, народности было приостановлено
монгольским нашествием XIII века.
Ранняя история
В IV-VII веках родовая община у мордвы превращается в семейную. Основной
хозяйственной ячейкой становится большая патриархальная семья. Возникают группы
селений, состоящих из городища и нескольких открытых селищ. Городища
использовались как убежища на время военной опасности. В середине I тысячелетия
у мордвы появляется постоянная военная дружина. Об этом говорят многочисленные
захоронения воинов с оружием.
К концу I тысячелетия начинает расти имущественное и социальное неравенство
среди мордвы. К XI-XIII векам у нее складываются основы феодальных отношений. На
этот процесс большое влияние оказывали экономические и политические связи с
Древнерусским государством, позднее - русскими княжествами и Волжской Болгарией
(Волжская Болгария - государство болгар, существовавшие с IX по XIII век в
Среднем Поволжье).
В начале II тысячелетия у мордвы оформляются ранние государственные объединения.
В западноевропейских источниках XIII века говорится о двух мордовских князьях.
Русские летописи фиксируют существование "Мордвы Пургасовой", "Пургасовой
волости", которую можно локализовать в междуречье Теши и Марши. Волость по тому
времени представляла собой территорию определенного княжеского удела, верховным
правителем которого являлся возглавлявший его правитель-князь. То есть
"Пургасова волость" была раннефеодальным политическим объединением во главе
которой стоял князь или "инязор" - то есть верховный правитель Пуграз. Он имел
военную дружину, которая противостояла экспансии соседних правителей. В
древнерусских летописях имеются сведения и о другом объединении мордовских
племен во главе с князем Пурешем.
В 1239 году мордовские земли были завоеваны монголами, которые обложили
население налогом. Его взимали скотом, пушниной, хлебом и другими продуктами.
Кроме того монголы использовали мордовскую знать и их дружины в своих военных
походах. На землях мордвы для управления было создано два улусных (Улус -
тюркское селение, район. Так назывались отдельные территории государства
монголов Золотая Орда) центра: Увек - близ современного Саратова и Мохши - ныне
город Наровчат Пенезнской области.
С падением монгольского государства Золотая Орда основная часть мордовских
земель вошла в состав Русского государства. Другие земли с мордовским населением
оставались в составе Казанского ханства до середины XVI века, когда Казанское
ханство было завоевано царем Иваном IV. Этим завершился процесс присоединения
мордовских земель к Русскому государству. Основная масса мордвы была приписана
правительством к ясачным людям, то есть должна была платить государству
натуральный налог ясак: хлебом, медом, пушниной и т.п. В XVIII веке они были
переведены в разряд государственных или удельных крестьян и обложены подушной
податью. Крепостных среди мордвы было немного - около 10%.
Со второй половины XVI века начинает меняться картина расселения мордвы. До
этого она компактно проживала на своей коренной территории: на западе граница ее
территории доходила до правобережья Оки, на востоке - до Суры, на севере - до
Нижнего Новгорода, на юге-до Хопра; и лишь в северных и западных районах ее
расселения имелись русские поселения, а в центральных и южных - татарские. Во
второй половине XVI века в связи с раздачей земель мордвы русским феодалам резко
возрастает количество русского населения на ее землях. В то же время наблюдается
резкое сокращение мордвы, которая покидает свои поселения.
Отток мокши и эрзи со своей коренной территории объясняется многими причинами.
Во-первых, это захват их земель помещиками. Во-вторых, увеличение недоимок в
связи с переходом на подушную подать, когда налог брался с каждого двора.
Немалое влияние на переселение отдельных групп мордвы в более отдаленные и
глухие места сыграло и насильственное крещение. Тяжелое положение мордовского
населения заставляло их участвовать в крестьянских восстаниях XVII-XIX веков как
общероссийских (под руководством Степана Разина в 1670 г. и Емельяна Пугачева в
1773-1775 годах), так и местных (два восстания мордвы Терюшевской волости
Нижегородской губернии в 1743-1745 гг. и 1808-1810 гг.). После подавления
восстаний повстанцы, спасаясь от репрессий, бежали на Дон, низовья Волги, в
Заволжье, Сибирь.
В результате длительных миграций к началу ХХ века расселение мордвы приобрело
смешанный характер как в коренном районе ее обитания, так и за его пределами.
Мордва оказалась расселенной по 25 губерниям Российского государства.
Государственность
До ХХ века мордовский народ не имел своей государственности.
Раннегосударственные объединения XIII века во главе с князьями Пургасом и
Пурешем не развились в более устойчивые формы из-за нашествия монгол.
После окончания Гражданской войны в 20-е годы когда встал вопрос об образовании
национальных автономий народов Поволжья и Приуралья, возникла проблема выделения
территории с преобладающим количеством мордвы. К 1920 году мордовское население
проживало на территории 25 губерний. 90% мордвы жило в Пензенской,
Нижегородской, Самарской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерниях. В них
не было ни одного уезда, где бы мордовское население преобладало. Вначале было
решено выделить национальные мордовские волости и уезды в Поволжских губерниях.
В 1925-1928 годах на территории Пензенской, Ульяновской, Саратовской и
Нижегородской губерний было образовано более 30 мордовских волостей.
Следующий этап национально-государственного строительства у мордвы (1928-1930
годы) связан с районированием Среднего Поволжья и образованием в 1928 году в
составе Средне-Волжской области Саранского округа, который позже был
переименован в Мордовский (с центром в городе Саранске). В него были включены
уезды и волости с мордовским населением ранее входившие в губернии: Пензенскую
(полностью Краснослободский, почти полностью Саранский и Инсарский уезды и
половина Наровчатского уезда), Симбирскую (весь Ардатовский уезд, волости с
мордовским населением Алатырского и Карсунского уездов), Нижегородскую
(небольшая часть мордовских волостей Лукояновского и Сергачского уездов).
Мордовское население в округе составляло 32,2%.
В 1930 году Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область. В
целях увеличения в ней численности мордвы некоторые административные единицы с
русским населением из бывшего Мордовского округа передавались соседним
территориям и, наоборот, к Мордовской автономной области передали южные
территории Нижегородского края, густо населенные мордвой. В результате этого
численность мордвы выросла в автономной области до 38,4%.
20 декабря 1934 года по постановлению Президиума ВЦИК была создана Мордовская
Автономная Советская Социалистическая республика. В этом же году в составе
Средне-Волжского края были созданы четыре национальных района. Два из них в
Пензенской (Шемышейский - 70,1% мордвы) и Саратовской (Барановский - 46,6%
мордвы) областях, а два на территории бывших Бугурусланского и Бугульминского
уездов Самарской губернии (Боклинский - 57,0% мордвы и Клявлинский - 57,7%
мордвы).
В 1936 году Мордовская АССР была выделена из Средневолжского края и включена а
состав Российской Федерации на правах автономной республики.
В 1990 году Верховный Совет Мордовской АССР принял Декларацию о государственном
статусе Мордовской республики, согласно которой Мордовская АССР была
преобразована в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. А в январе
1994 года МССР по решению ее Верховного Совета стала называться Республикой
Мордовия. В следующем 1995 году на сессии Государственного Собрания Республики
Мордовия были приняты ее государственные символы: флаг, герб, гимн.
Религиозные представления мордвы
Вплоть до начала XX века среди мордвы были широко распространены ранние формы
религиозных воззрений, которые включали культ предков (почитание умерших
сородичей, появляется в период распада первобытных отношений и связан с
патриархальной структурой общества) и веру в божеств олицетворяющих различные
природные явления. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в
зверином облике, а также в виде растений или полулюдей-полузверей, что являлось
отголоском более древних тотемических (форма первобытной религии, вера человека
в родственную связь с представителями животного и растительного мира, иногда с
неодушевленной природой) и анимистических (Анимизм (от лат. Anima - душа) -
одушевление, наделение душой всех вещей, сил и явлений природы) представлений.
Имелась у мордвы и система мифологических представлений о строении мира.
Отдельные отголоски этих верований, в основном представления об отдельных
божествах и некоторые магические обряды, сохраняются среди мордовского населения
до настоящего времени.
Верховным мордовским божеством и создателем мира был Шкай или Шкабаваз (Шкай,
Шкабаваз (от мокшанского ши - день, солнце; шка - время; баваз - бог) - бог
солнца, времени, верховный бог мокши) у мокши, у эрзя Чи паз или Вере паз (Чи
паз или Вере паз (от эрзянского чи - солнце, день; вере - верхний, верховный;
паз - бог) - бог солнца, времени, верховный бог эрзян), а позднее его сын Нишке
паз (Нишке паз - бог-покровитель различных занятий, в том числе пчеловодства у
эрзи. Постепенно стал верховным богом, заменив своего отца Чи паза). Свои
божества были и у природных стихий: дождя и грома Атям или Пургине паз (Атям,
Пургине паз (атям - мокшанское гром; пургине - эрзянское гром, паз - бог) -
бог-покровитель грома и дождя), огня - Тол ава (Тол ава (тол м., э. - огонь; ава
м., э. - женщина, мать) - божество ветра у мордвы), ветра - Варма ава (Варма ава
(варма м., э. - ветер; ава м., э. - женщина, мать) - божество ветра у мордвы) и
т.д.; у определенных сил природы: земли Мод ава или Мастор ава (Мод ава или
Мастор ава (мода м., э. - земля; мастор м., э. - земля, край; ава м., э. -
женщина, мать) - божество земли, края и подземного мира), леса Вирь ава (Вирь
ава (вирь м., э. - лес; ава м., э. - женщина, мать) - божество леса у мордвы),
воды Ведь ава (Ведь ава (ведь м., э. - вода; ава м., э. - женщина, мать) -
божество воды и покровительница деторождения мордвы) и т.д., у селений - Вель
ава (Вель ава (вель м., э. - село; ава м., э. - женщина, мать) - покровительница
конкретного населенного пункта), жилых и хозяйственных построек: Куд ава (Куд
ава (куд м., кудо э. - дом; ава м., э. - женщина, мать) - божество дома и
семьи), Юрт ава (Юрт ава (юр м., э. - основа, двор, место; ава м., э. - женщина,
мать) - божество рода, домашнего хозяйства со всеми надворными постройками),
Кардаз ава (Кардаз ава - (кардаз м., э. - двор, хлев; ава м., э. - женщина,
мать) - божество, покровительница хлева и скота) и т.п.
Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Такое
положение объясняется тем, что эти верования возникли в эпоху материнского
родового строя, для которого была характерна ведущая роль женщины в
хозяйственной и общественной жизни.
Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы
привлечь к себе их благоволение им приносились жертвы. В связи с этим возникли
различные религиозно-магические церемонии, обряды, семейные и общественные
моления - "озксы" (от слова "ознома" - молиться). По мере их усложнения
постепенно выделяясь избраннные люди, исполнявшие роль жрецов: "возатя"м.,
"озатя"э. (Возатя м., озатя э. (от ознома м., озномо э. - молиться; атя м., э. -
мужчина, старик) - избранные люди, исполнявшие роли жрецов у мордвы).
Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями
своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора
скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время
засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в
этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой,
куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли
наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам,
приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.
Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие. Процесс
христианизации мордовского населения был очень сложным. Вначале, вероятно, часть
мордвы принимала православие стихийно от проникавшего в ее среду русского
населения. С вхождением мордовских земель в состав Российского государства (в
середине XIV века) православная церковь развернула широкую миссионерскую
деятельность среди мордвы. Русское правительство выработало специальную систему
и методику христианизации. Основными из них были: проведение насильственного
крещения, указы и инструкции 17З1 года о льготах добровольно принявшим
христианство, переселение крещеной мордвы в русские селения, а русских в
мордовские и т.п. В ответ на насильственное внедрение христианства мордва
поднимала восстания (два крупных выступления мордвы Терюшевской волости
Нижегородской губернии 1743-1745 гг. и 1808-1813 гг.), покидала свои земли
переселялась на Правобережье Волги и в Пруралье, в ряде мест дело доходило до
погрома монастырей и церквей, убийства священников.
Несмотря на сопротивление русское правительство продолжало настойчиво проводить
христианизацию мордвы, которая формально была завершена к концу XVIII века. Но
православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы,
которые были тесно связаны с ее повседневным бытом и хозяйственными занятиями.
Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие
в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви,
видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для
более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского
региона их родные языки. С этой целью епископ Нижегородский и Алатырский Иоанн
Дамаскин (1737-1795) в Нижнем Новгороде, а позже Н.Л.Ильминский (1822-1891)
известный миссионер и педагог, в Казани стали готовить кадры священников из
среды нерусского населения Поволжья, а также переводить и печатать христианскую
литературу на национальных языках.
Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы, как и других
народов этого региона, православного учения. Постепенно место древних мордовских
божеств стали занимать христианские святые, которые смешались в народном
представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас
называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая
или эрзянского Нишке паза.
Сейчас в основном мордва исповедует православие. Но существуют и последователи
христианских сект: баптисты, пятидесятники, иеговисты, старообрядцы, молокане
(Баптисты, пятидесятники, иеговисты, старообрядцы, молокане - последователи
христианских сект, которые отрицали те или иные положения официальной
православной церкви). В 1994 году в столице Республики Мордовия - городе
Саранске была зарегистрирована лютеранская мокшано-эрзянская церковь, ставящая
перед собой задачу приобщить все мордовское население к ведению церковного
богослужения на мокшанском и эрзянском языках. В 1994 году она разделилась на
два прихода: мокшанский и эрзянский. Но число последователей ее очень
незначительно и составляют около 200 человек.
Вместе с тем, делаются попытки возродить общественные сельские моления по
дохристианскому образцу. Они проводятся два раза в год - осенью и весной в селах
Старое Качаево Большеигнатовского района и Подлесная Тавла Кочкуровского района
Республики Мордовия.
Духовная культура
Этническая специфика культуры мордвы наиболее рельефно выступает в области
духовной сферы. В ней выявляются три компонента: общемордовский, комплекс
самобытных черт присущих мокше и эрзе, инонациональные и городские
заимствования. Влияние последних особенно влияет на традиционную культуру мордвы
в современный период.
Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды,
объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического,
декоративно-прикладного искусства. Они подразделяются на сезонные, связанные с
традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.),
семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные. В обрядах
мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.
Одним из важнейших событий жизни любого человека, его ближнего окружения
является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами.
Свадебные обряды в основном были одинаковы у этнических и территориальных групп
мордвы, хотя имеется ряд специфических обрядовых компонентов, их локальные
варианты. Вплоть до начала ХХ века наряду с оформлением брака по полному
свадебному обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы
"самохотки" или "самокрутки", когда молодые люди тайно от родителей или с их
молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых шли на такой
шаг, чтобы избежать больших расходов требующихся на свадьбу.
В научной литературе свадебный цикл принято делить на три этапа: предсвадебный,
собственно свадьба и послесвадебный. В предсвадебный этап входят обряды и
церемонии, связанные со сватовством и приготовлениями к свадьбе. Сватовство у
мордвы проходило в несколько этапов: предварительное согласование о приеме
сватов родителями невесты; само сватовство, когда договаривались о расходах на
свадьбу, о количестве приданого, о составе гостей и т.п.; окончательно
просватанными молодые люди считались после третьего этапа сватовства -"чиямо",
когда девушка переставала ходить на посиделки и начинала вместе с подругами
готовить подарки родне жениха. Последним этапом сватовства было назначение дня
свадьбы. После этого невеста утром и вечером причитала, прощаясь с родным домом
и вольной девичьей жизнью. Центральным этапом свадьбы были обрядовые действия в
доме жениха и невесты. Они являлись актом общественного утверждения брака,
союзом двух родов. Сюда же вклинивалось и церковное венчание. В доме невесты
этот этап начинался с посещения девушки родственницами, которые угощали ее
кашей. Иногда невеста сама обходила родственные дома. Проводились обряды
прощания ее с девичеством: ритуальная баня, передача девичьей кисточки с косы,
прощание с улицей и т.д. У жениха примерно в это же время пекли свадебные
пироги, собирались поезжане. Много обрядов было связано с прибытием и приемом
поезжан в доме родителей невесты, уходом ее в "урвалянь кудо" - дом одного из
родственников, обычно по материнской линии, где она пыталась "скрыться" от
поезжан, смотринами и одариванием невесты, различными выкупами.
Общими для всех локальных вариантов мордовской свадьбы являлась встреча молодых
в доме жениха. Большое внимание уделялось вхождению молодой в новую семью: ее
нарекали новым именем (например Ашава - белая женщина, Мазава - красивая женщина
и т.п.), которым ее называли в семье мужа; молодушку представляли умершим
предкам, покровителю двора, выводили к колодцу. Послесвадебные обряды закрепляли
вступление молодой женщины в род мужа и половозрастную группу замужних женщин, а
также укрепляли отношения между родами мужа и жены. К обрядам приобщения молодой
к новому роду относятся ее посещение бани вместе с новыми родственницами в
первую субботу после свадьбы и одаривание их. На пасху молодушку водили по домам
родственников мужа, а также принимали в женское сообщество на празднике "авань
поза" - женская брага. Закрепление связей между родами молодых происходило путем
взаимных посещений родственников: первый визит зятя к тестю, визит молодой пары
к родителям новобрачной за принадлежностями для прядения, приезд мужа и его
родителей за молодой женой после ее длительного пребывания в доме своих
родителей.
Разнообразными обрядами сопровождалось появление ребенка и его первые недели
жизни. Основной их смысл заключался в стремлении обеспечить безопасность
новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам
соответствующего бытового уклада. Обряды детского цикла совершались обычно
близкими родственниками ребенка: матерью, бабушкой, крестными родителями, а в
первые дни его появления на свет - повитухой. Самыми опасными для здоровья
матери и ребенка считались предродовые и первые послеродовые месяцы, поэтому
этот период был насыщен множеством охранительных обрядов, а также ограничений и
запретов для роженицы. Большую роль в борьбе с нечистой силой отводилось огню,
воде, железным предметам, а также некоторым растениям. После рождения ребенка
проводились также различные моления и обрядовые действия, которые должны были
обеспечить новорожденному долгую, счастливую жизнь: выбор ребенку имени,
представление его членам родового коллектива, крещение. Отмечались и другие
важные моменты в жизни детей: появление первого зуба, первые шаги ребенка,
первая стрижка волос и т.д.
Для похоронных и поминальных обрядов мордвы характерно сочетание норм
православия и дохристианских представлений о смерти и загробном существовании.
Смерть представлялась переходом в иной мир, где люди трудились, заводили семью,
веселились. Судьба умершего в загробном мире по представлениям мордвы зависела
от выполнения над его телом необходимых обрядов. Покойным предкам приписывались
способности влиять на жизнь живых. В похоронной обрядности прослеживается с
одной стороны страх перед умершим, а с другой - стремление умилостивить его,
чтобы заручится его помощью. Предохранительные обряды проводились с момента
смерти человека и до возвращения похоронной процессии с кладбища: выносилось и
выметалось из дома все, что было связано с погребением покойного, могилу
обводили магическим кругом, пришедшие с кладбища люди мыли лицо и руки,
перешагивали через железный предмет или полено и т.п. Забота об умершем
проявлялась в обеспечении его одеждой, бытовыми предметами и пищей. Для мордвы
до сих пор характерно широкое участие родственников и соседей в подготовке
похорон и в самой похоронной церемонии. Самые близкие из них по очереди
оплакивали умершего, а в ночное время вместе с местной монахиней пели псалмы и
читали псалтырь. Поминание усопших являлось отражением стремления живых
удовлетворить нужды умерших в пище и снискать их расположение. Поминки
совершаются после погребения, обычно на третий день, в 9-й, 20-й, 40-й дни после
смерти, через полгода и в годовщину смерти. То есть теперь они проводятся в
соответствии с православными нормами. Но еще в конце XIX века у мордвы
сохранялся порядок поминовения через 7 дней, то есть на 7-ой, 49-й и т.д. дни
после смерти. На поминки приходят родственники покойного, приносят с собой
что-то съестное. До сих пор сохраняется обряд "приглашения" душ умерших
сородичей. Долгое время на поминках выбирался так называемый "заместитель"
поминаемого (м. вастозай, э. эземозай) из числа его родственников. Помимо
поминок, связанных со смертью одного человека, у мордвы отмечались и общеродовые
поминки по всем умершим сородичам. Сейчас они приурочиваются к церковным
праздникам и совершаются весной на Пасху, летом на Троицу и осенью. Существует
представление, что души умерших присутствуют в доме во время праздников. Поэтому
в те дни, когда не устраивали поминок на кладбище, покойников поминали дома. К
ним обращались в важные моменты жизни: у них просили благословения на брак, им
представляли молодую вступающую в новую семью, их молили о даровании детей, о
ниспослании дождя во время засухи, об избавлении от болезней и эпидемий.
К настоящему времени семейные обряды мордвы во многом упростились, сократилось
время их проведения, хотя в сельской местности многие их традиционные элементы
устойчиво сохраняются.
Неотъемлемой частью традиционной культуры мордвы были также обряды, связанные с
ее хозяйственной деятельностью. Основной их целью было достижение плодородия, а
также оберега животных и людей от болезней и других неприятностей. Эти обряды
приурочивались к определенным календарным срокам: зимнему и летнему
солнцестоянию, началу или завершению каких-то полевых работ, первому выгону
скота на пастбище, началу сбора меда и т.п. В эти сроки, как правило,
устраивались моления языческим или позднее христианским божествам, приносились
им жертвы, поклонялись также и духам предков, выступавшим как податели
плодородия. Во время празднеств наблюдалось также много игровых моментов:
ряжение, пляски и песни. Применялись различные символы плодородия: зерно, хлеб,
обилие мучных блюд (блинов, лепешек, пирогов) в ритуальных трапезах.
Использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия
труда, первые плоды, которые жертвовались языческим богам, а впоследствии
христианским святым.
Во время каких-то несчастий: засухи, эпидемий скота и массовых заболеваний людей
проводились специальные ритуальные действия, которые должны были обезопасить
поселение, отдельных людей и скот от этих бедствий. С этой целью проводились так
называемые опахивания селений, то есть вокруг него с определенными церемониями
прокладывали борозду плугом. В случае болезни одного человека или животного
приглашались специальные знахари, которые также совершали моление воде, земле,
огню и т.п., прося даровать здоровье заболевшим.
С обрядами мордвы тесно связана ее обрядовая поэзия, которая является одной из
составляющих ее устно-поэтического творчества. В обрядовой поэзии выделяются
календарные и некалендарные жанры. Календарная обрядовая поэзия: заклинания,
заговоры (озлома), молитвы (ознома, пазморо), различные песни, все они
исполнялись в определенное время года, во время тех или иных сезонных
праздников. Так, в зимний период в обрядовых песнях, а также колядках и тауйсяях
исполняемых во время обхода дворов на Рождество и перед Новым годом
высказывались пожелания на предстоящий год о благополучии, рождении детей,
преумножении скота и т.п. В весенних песнях, исполняемых на Масленицу (ивавань
морот), в дни Великого поста (м. вийанамат, э. уянамат), в Вербное воскресенье
(вербама морот) посвящались призыву весны, тепла и солнца, воспеванию труда и
любви, некоторые из них высмеивали недостатки конкретных людей: лень, трусость,
неряшливость и т.п. К этим песням примыкают троицкие, которые посвящались
проводам весны. Летом в основном исполнялись заклинания, обращенные к предкам и
божествам, в которых просили хорошей погоды, богатого урожая и здоровья. Осенью
исполнялись благодарственные молитвы божествам за то, что они даровали людям
урожай. Некалендарные жанры обрядовой поэзии мордвы исполнялись на семейных
торжествах и событиях.
Богата свадебная поэзия. Во время свадебного ритуала исполнялись причитания (м.
аварьфнемат, э. урнимат) невестой, ее матерью, родственницами и подругами;
песни-величания, где восхваляли молодых, родню жениха и невесты; корильные песни
(м. паряфтнемат, э. парявтнемат) отдельные свадебные персонажи изображались с
юмором; в песнях свахи (м., э. свахань морот) давалась характеристика поезжанам,
жениху и невесте. Исполнялись во время свадьбы и различные заклинания,
обращенные к божествам и умершим предкам, в них содержалась просьба оказать
покровительство молодой семье. Большим своеобразием отличаются причитания,
служащие для выражения горя. Они исполнялись во время похорон, проводов в
солдаты, во время трагических случаев или всенародных бедствий.
Среди произведений устно-поэтического творчества мордвы необрядового характера
можно выделить семейно-бытовые песни, в которых давалось изображение каких-то
трудовых процессов, нелепую жизнь замужней женщины, ее жалоб на нелюбимого
супруга, на злых свекра и свекровь. К ним примыкают песни о любви. Много песен
посвящено тяжелой судьбе рекрутов и солдат, где передаются переживания солдата и
его близких, они обычно кончаются описанием смерти главного героя. Подобная же
картина давалась и в песнях об отходниках и переселенцах. Уход из села в них
объяснялся желанием найти счастливую землю. В песнях о разбойниках дается не
описание их удалых дел, а осуждение. В мордовских песнях разбойники выступали
как богачи нажившие свое состояние за счет убийства других людей.
Большое место в мордовском фольклоре занимали эпические произведения. Они
делятся на героико-мифологические, семейно-бытовые и исторические. К первым
относятся песни о создании мира, о различных дохристианских божествах, о первом
легендарном правителе мордвы Тюште или Тюштяне, а также о строительст
Категория: Мои статьи | Добавил: unknow (06.05.2007) | Автор: НАЯНА НАРДАКИ
Просмотров: 3789 | Рейтинг: 5.0/5 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024