SITE LOGO
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 18.12.2017, 06:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [57]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 171
Главная » Статьи » Мои статьи

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭРЗЯНСКОЙ ЭТНОРЕЛИГИИ
 Предисловие –Икельце вал.
Общие положения эрзянской этнической религии.
Шумбрачи ды Пазонь Чансть тенк, мельванома раськеть!

Уважаемые братья и сестры! Как известно любая река берет свое начало с источника с родника. Так же любой этнос имеет свой источник свою древнюю духовность и уклад жизни, верования, которые можно определить культурой и самобытностью данного народа. Существуют определенные методики систематизации этих знаний. Для того что бы понять свою этнодуховность необходимо познакомиться с мифологией, этнографией мировых цивилизаций, догматами ныне главенствующих аврамистических и буддиских религий. Письменными и археологическими памятниками, эпикой и фольклором, притчами, сказками, преданиями , пословицами и поговорками, значениями символов. Прежде всего необходимо осознать себя человеком, затем уже представителем того или иного этноса.
К великому сожалению история мировой цивилизации драматична, практически во все времена более сильные народы, стремились поработить своих соседей. Навязать свои религиозные догмы. Духовное порабощение это первый и основной фактор стирания этнической самоидентификации. Ведь поработитель говорит и действует так :. Кто мыслит иначе чем мы тот враг. Затем уже кто говорит на другом языке тот враг. Мораль всех действий миссионеров не духовное просвещение порабощенных народов, а превращение их в рабов, покорно выполняющих волю поработителей. Естественно поработители стремились в первую очередь уничтожить все что связано с этнодуховностью порабощенного народа, философию, культовые сооружения, святые места, могилы предков, особенно стремятся уничтожить письменные свидетельства и символику. Затем начинается шельмование традиций и культуры порабощенного народа, прививая сознание дикости, бескультурья, безнравственности духовных традиций, того или иного порабощенного народа. Прививая истинность, абсолютность, божественность , религии, языка, культуры народа поработителя. Исторические факты тому свидетельство (Египет, нет языка , нет культуры, жителей когда то могучего государства порабощенного более сильными соседями арабами , Америка – целые цивилизации исчезли, на севере Америки говорят аборигены в большинстве на английском, на юге испанско



и португальском, языках народов поработителей,

Россия далеко не ушла от этих процесов. Славянская философия и верования более 1000 лет преследуются, ведь именно славянские племена попали в первую очередь под жернова новой чуждой славянскому менталитету религии, но данная религия очень устраивала правящую верхушку, потому что в ней заложена идея догма духовного рабства, она чужда славянскому менталитету, не надо бояться правды что кроме так называемого просвещения, эта религия уничтожила экодуховность , в результате не секрет этническое самосознание русского народа слабее остальных народов, естественно кроме радикалов которые преследуют свои корыстные цели. Многие представители других национальностей , радикальных взглядов, винят русский народ в исчезновении своих культур и народов, но это категорически несправедливо, не простой русский народ , глумился над другими народами а правящая верхушка, с идеологией рабства, превосходства , ловко манипулируя религиозными догмами и постулатами. Не надо забывать и о предателях среди своих этнических сообществ, ведь власть даровавшаяся им в связи с принятием ими идей и догм поработителей вознаграждалась щедро. Поэтому необходимо развивать этнодуховность, которая поможет каждому человеку найти истинные ценности бытия, творить и развиваться. В духовном обществе нет места национализму, тоталитаризму главенствующих религий, ибо оно духовно. Уважаемые братья и сестры после идей коммунистического тоталитаризма, когда религия ринулась снова в массы увидели ли мы духовное возрождение России. Нет все что происходит в духовной сфере просто стало модным , властьимущие поняли что только в купе с религией они смогут сохранить свое влияние и власть. Общество же , неудовлетворенное духовными догмами главенствующих религий ринулось опять же чуждыми их менталитету искать у новых миссионеров свой путь, попадая тоже зачастую в рабство всевозможных гуру и проповедников, для которых важно поработить вас духовно, затем уже прибрать в свои лапы ваши материальные средства, или же большая часть общества окунулась в распутство, наркомания, алкоголизм, проституция, воровство и стяжательство. Исчезла национальная гордость, нет национальной идеи, пропадает молодое поколение, появились псевдо национальные лидеры, преследующие корыстные цели. Через средства массовой информации льется ложь,



пропагандируется чуждая псевдокультура и идеи, нарушается экосистема Земли, каждый день исчезают этносы и народы. Есть ли выход для России из этой ситуации конечно же есть, это идея равнозначимости и ценности национальных культур и верований, опора на опыт предков, развитие экодуховности, свобода развития каждого индивидуума, народов. Правдивая история становления государства Российского, бережное отношение к каждому народу, все это побудит становлению единой многонациональной , многоконфессиональной, толерантной Российской , а не славянской православной, нации, у которой будет будущее.
Финно-угорские духовные знания, культуры, шельмовались и шельмуются до сих пор. Сначала о нас писали Римские и Греческие ученные, со своей колокольни обзывая нас дикими племенами, потому что мы думали не как они, затем Католические миссионеры, Православные миссионеры и историки, Советские деятели пера и «топора», ихнее дело продолжают нынешние писаки и «мудрые лизоблюды» из наших же кровей. До сих пор нет нормального правдивого раскрытия наших верований и культур. Мы попытались трезво и всесторонне раскрыть истинную суть верований наших предков, опираясь на подобный опыт и традиции других очень близких нам философий и знаний прошлого и настоящего. Конечно же мы опирались на труды этнографов и путешественников прошлого и настоящего (М.Е. Евсевьева,Х. Паасонена, Геродота, Юлиана, П.Карпини, Николая Витсена,П.И.Рычкова,П.С.Палласа, П.И.Мельникова, В.Н. Майнова, А.А.Шахматова, Жиганова,Мокшина, Брыжинского, Шаронова и других).Давайте же вместе попытаемся понятно и доступно систематизировать древнюю эрзянскую духовность и философию. Призываю братьев финно-угров тоже сделать подобный подход, к духовному раскрытию этничесой духовности, являющейся основным стержнем культуры и самобытности любого этноса. Инешкипаз Чангодть ды лездак тенек! Те, Ине тевсенек! Пазчангодть!!!


Инешкипазонть инешкинеманть ушодксозо, модамасторлангсо
Эрямонть аравтомазо-шкинемазо, ломаненть, раськетнень, кирдийтнень –пазтнень шкинемаст. Ломантнень пежетес совамост.
СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОТВОРЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, СОТВОРЕНИЕ НАРОДОВ, ДУХОВ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ПОМОЩНИКОВ ЕДИНОГО ТВОРЦА. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Эрзянь раськенть пазне кемема лувонтень малав 3000 иеть. Пазне кемеманть, оймеёжомарямочинь лувтнень ёнкстне , нама састь вейсэнь суоми-угрань раськетнень ундокстнень нилькстэ.Теть нилькстне вейкеть лия раськетнень Пазне кемема, оймёжомарямочитнень марто. Аместь сёпомс, малав 2000 иеть , Модамасторонть лангсо азорксчинть саить Авраам Пазмариенть пазне кемама аравтомазо. Авраам Пазмариенть пельде састь истят Пазне кемематне кода Иудаизма, Христианства, Ислам. Авраамонь панжовксонзо нежетекс нама ульнесть седи кезерень Египетень, Шумерень пазне кемема ундокстне. Тесэ тешкстасынек сэнь Библиянть ундоксонзо , лувозо , тешкстазь Шумерень севонень сёрмадовкстнесэ. Секскак меремс те ансяк Авраамонь пельде сазь панжовксось, ули покш ильведьксэкс. Мекс бути стувтовить лия раськетнень Чилисема ёнксонь,Пелеве ды чиньэлькс Американь, Европань пелевенксонь, раськетнень ёвтамост, ды пазне кемема лувост.Тешкстасынек сень Авраам Пазмариенть пельде лисезь пазне кемематнеде башка, лията оймеёжомароямочинь ды пазне кемань лувтне яволявтовить авидекс.Мейсэ тувталось? Косо видечись, адядо вейсэ арсесынек, паряк видечинть мусынек. Монь койсэ те авуль паро тев.Э конататне лепщтизь
Эрзянской этнической религии свыше 3000 лет, основные Духовные понятия , догматы, имеют свои корни из прафинно-угорской


XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX☼☼☼☼☼☼XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
общности, практически идентичны с философскими духовными
мировозрениями народов и цивилизаций многие которые из них признают Единобожие –единого Создателя -Демиурга. Признается единство создателя Инешкипаза ( Ине –великий, Шки-творение, Паз- хозяин, законодатель), именно Инешкипаз является причиной возникновения видимого и невидимого мира, порядка и закона постоянного движения и роста человека, всей Вселенной. Изначально он замыслил и сотворил Звезды и Созвездия, и помощников Духов, держателей, для усовершенствования своего Великого Творения. Были созданы из единого беспредельного предельные миры, это можно представить как матрешки, один мир входит в другой более мощный предельный мир как солнечная система Галактика например входит в Метагалактику и т.д. Все миры находятся в постоянном творении –самосовершенствовании , именно даром творения наделил свое создание Инешкипаз. Каждый мир стремится быть абсолютным-идеальным похожим на своего создателя. В предельных мирах есть кристаллизованные формы творения планеты, звезды. В кристаллизации этих миров задействованы четыре стихии это огонь, воздух, вода, земля твердь, и главенствует над этими стихиями Великий Дух Пазчанго- Эрьме-Иневий ( Закон Творения) . В некоторых кристаллизованных предельных мирах та или иная стихия преобладает , например Солнце здесь преобладает стихия огня. Также эти стихии могут гармонично воссоединяться друг с другом. Земля является ярким примером гармоничного воссоединения всех этих стихий. Земля вообще является одной жемчужиной из лучшего ожерелья творения всевышнего Инешкипаза. Когда на Землю спускался сам Творец, он решил создать совершенный мир, в котором будут лучшие элементы творения всех сотворенных им предельных миров. По эпике финно-угорских, тюрских, индо-иранских народов, Великий Творец плыл по Великому океану и настолько задумался что с досады плюнул в пучину вод, из его плевка появился Идем евсь( Шайтан-темная сила), который навязался в помощники в процессе творения, Инешкипаз заставил его достать со дна океана песок, наказав при этом Идемевсю, что бы тот во время доставания песка упомянул Инешкипаз Чангодть! Дабы освятить процесс творения. Но Идемевсь ослушался Инешкипаза, и упомянул свое имя, которое ему казалось милее, но этим самым он нарушил закон творения Инешкипаза, естественно Идемевсю не удалось достать песок, его


••••
обжигал огонь в пучинах. Лишь на третий раз Идемевсь сказал
Пазчангодть и смог достать ртом песок и дать его Инешкипазу.
Но все же Идемевсь спрятал часть песка между зубами, он сам решил создать себе твердь. Инешкипаз рассыпал песок по глади Океана и образовалась гладкая твердь на поверхности, песок же во рту Идемевся начал расти , и Идемевсь закричал , увидев это Инешкипаз наказал Идемевся ударил его своим жезлом и в результате остатки песка беспорядочно разбрызгались по гладкой тверди , образовались горы. Инешкипаз исправил положение наделил земную твердь полезными ископаимыми. И наказал Идемевсю впредь не портить его творение. Затем Инешкипаз сотворил небо над твердью, и разбрызгал с Океана на небо воду, и вдохнул на небо дух, небо стало синее, с солнцем и луной, которые постоянно находились в движении, ночью луна, днем солнце, словно догоняя друг-друга, так появился день и ночь. Ночью на небе стали видны Звезды, ранее сотворенные кристаллизованные предельные миры. Идемевсь и тут решил по участвовать в творении , он тоже вдохнул в небо свой дух, на небе от его духа появились темные тучи, которые заслонили солнце, Инешкипаз исправил и эту попытку творения Идемевся, омыл и наполнил эти тучи Океанской водой, они превратились в облака, вдохнул в них силу Духа , и поплыли облака на небе, закапал живительный дождь, образовались тем самым реки, озера, родники. Затем Инешкипаз создал растительный и животный мир, как говорится каждой твари по паре, наделил их даром рождения себе подобных, и для каждого своего творения создал кирдиев –держателей, которые помогали развиваться, ученные назвали бы это генная информация, у животных и растительного мира есть тоже своего рода, взависимости от совершенства душевные субстанции. Из океанской воды и солнечного света, Инешкипаз создал себе помощницу Анге пазаву, которая должна была сотворить этих духов помощников и держателей. Идемевсь тоже стремился участвовать в этих актах творения, но у него ничего не получалось он только портил, но действия Идемевся помогали усовершенствовать Инешкипазу свое творение. Наконец Инешкипаз из белой глины создал Человека –мужчину Цера-ломань, чтобы было кому сеять, убирать старые деревья в лесу, то есть он создал человека из самого лучшего опыта,



слепив тело человека Инешкипаз решил прежде чем вселить душу ему отдохнуть. Идемевсь наблюдавший за этим процессом решил сам вселить душу человеку, начал упорно дуть в уста человека, трести его , но у него ничего не получилось, он только испортил тело человека. Инешкипаз увидев это, решил в тот же час исправить все это и вывернул на изнанку сотворенного человека спрятав тем самым изъяны на его теле сделанные Идемевсем, и приказал Идемевсю больше не мешать ему и уйти под землю . Идемевсь начал канючить и сказал что он тоже участвовал в творении человека, пусть Душа будет от Инешкипаза а болезни , беды и несчастья , от изъянов которые были сотворены идемевсем. Инешкипаз вдохнул душу человеку и сказал пусть будет так но Идемевсь должен уйти и впредь не мешать человеку. И болезни несчастья будут у человека лишь тогда, когда он в своих действиях и помыслах будет похож на Идемевся. Анге попросила чтобы Инешкипаз создал для мужчины женщину, чтобы они могли творить и создавать себе подобных. Инешкипаз исполнил просьбу Анге и создал первую женщину Ава ломань. И заповедовал им следующее-Для мужчины беречь и лелеять жену, добывать пищу и обеспечивать материальными благами семью, женщине слушаться мужа, хранить семейный очаг, рожать и воспитывать с мужем детей. Мужчина держал в руках остатки белой глины и попросил Инешкипаза что бы тот слепил для них судьбу, Инешкипаз ответил им что он создал их самыми лучшими своими творениями, по образу и подобию своему, поэтому люди сами должны создавать свою судьбу, а на этом кусочке глины будут лишь фиксироваться плохие и хорошие дела их, по которым и будет создаваться дальнейшая их судьба. И оставил Инешкипаз людей на 77 лет, и размножились люди и разбрелись по всей земле.Этот период называется Пазонь пинге- Эра Творения, эра Божественной благости ее еще называют сырнень пинге –золотой век. Люди еще пока не были грешны, жили в гармонии со всем окружением –творением всевышненго
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Наделил людей Создатель даром творения, и как всю природу воспроизведения себе подобных (рождения). Постепенно люди расселились по всей земле, образовались народы которых Создатель одарил языком. В зависимости от среды обитания народы приобрели тот или иной антропологический облик ( расы). Хотя каждый народ имел свой язык, на своем языке называл Создателя и держателей, но все они сохраняли единый принцип понимания акта творения и



законов творения. Одним словом каждый народ на своем языке
называет Творца, Духов держателей. Этот период называется Кезерь пинге (древнее время). Люди постепенно научились обрабатывать землю, строить жилища, на Землю спускались представители других цивилизаций сотворенных Творцом во Вселенной на своих небесных колесницах , делились своим опытом. Но человечество постепенно к концу Кезерь пинге , впало в грех. Начались первые распри как между отдельными людьми так и целыми народами, брат пошел на брата. То есть нарушило человечество Инешкипазонь Эрямо Лувонть ( Закон Творения-Жизни Великого Творца), этим самым человечество пробудило силы Идемевся ,(Темные разрушительные силы), и Идемевсь во что бы то ни стало решил бороться с силами света за Землю, дабы создать свой Идем Мастор, в котором пытался воплотить все свои темные идеи. Ведь люди сами своим грехопадением призвали спящего и загнанного Инешкипазом под землю Идемевся. Началась первая битва сил зла за души человеческие. Идемевсь очень хитер, он соблазнил людей к пьянству, взаимной не терпимости, вражде, нарушению духовных принципов законов творения-жизни. Конечно же не все человечество погрязло в грехах, Идемевсь для борьбы с духовными людьми посылал сотворенных им Драконов-Инегуйть. Все же силы зла не смогли полностью овладеть Землей, те бездуховные грешные люди оставшиеся без защиты Инешкипаза, попавшие по своему желанию в духовное рабство Идемевсю погибли от разных болезней, наводнений, землетресений, извержения вулканов, камней падающих с неба на головы грешников. Души грешников попали в царство Идемевся , в ад на вечные муки. Кезерь пинге закончилось тем что большая часть человечества , нарушившее закон Творца погибло. Оставшихся людей ждали новые испытания.

Тюштянь пинге- Эра рождения пророков и создание государств.
Инешкипаз и все силы света решили помочь оставшимся духовно чистыми людям. Творец решил что в определенных этапах , тяжелых и полных испытаниями временах, необходимо творить для общества пророков Пазмарийть. ( Таковыми были Тюштя, Кузьма Алексеев, Заратурстра, Будда Амитабха, Рама, Кришна, Христос, Магомет и т.далее). К сожалению в эру Тюшти, на Земле вместе с созданием государств шли войны, пороки подарок Идемевся, все более и более проявлялись во всех сферах жизни. Начались первые межрелигиозные войны, шло формирование псевдодуховных течений, многие религии и догмы отошли от изначальной чистоты,


правителей стали почитать и ставить выше творца, человек становился выше природы, и творил что ему заблагорассудится с окружающей природой. Человечество все глубже и глубже впадало в грех. Вот именно в такие тяжелые времена Творец с низводил чистые душой людей, которые стремились человечество образумить и спасти от сил зла, востановить извечный принцип бытия по законам Творца. У эрзян первым пророком и спасителем был Тюштя, который смог сконсолидировать вокруг себя род эрзянский, было создано первое государство Эрзянь Мастор, Тюштя своей духовной силой возрождал изначальные духовные истины бытия, научил эрзян письму , общество было демократичным, был принцип выборности воевод –Ушмодейть, князей-Чиньазорт, стали проводиться общенанородные моления –Раськень Озкст, Тюштя как мог стремился спасти эрзян от грехопадения. Но у вы силы зла были хитрее , среди эрзян появились люди которые стремились эксплуатировать своих соплеменников, Идемевсь научил часть людей готовить хмельные напитки, которые были сплошь наполнены темными силами, как мог Тюштя оберегал и вел в перед свой народ, но народ в большинстве своем не внял Тюште. Тюштя ушел но оставил людям Пижень сюро- Ритуальную трубу, для того что бы эрзяне могли в тяжелые времена призвать на помочь своего первого пророка Тюштю. То же духовное разложение и рождение пророков было повсеместно среди народов Земли. Но у вы пророков начинают почитать и ценить их предназначение и духовную ценность только после их ухода. Так заканчивается эра Тюшти-Тюштянь пинге.

Од пинге – Тюштянь туемадо мейле ушодови Од пинге. Од пингесь пешксе апарочиде, ломантнень оймеёжосонть, ды тевсэст кармась изнямо идемевсенть пельде казевть апаротне.Сюпав ломатне кармасть кирдеме уреть, мезесь колы Инешкипазонть кармавтоматнень, Инелувонть.Ламо эрзянь Чирязтне кармась миеме раськест, Новая эра. После ухода Тюшти , начинается новая эра, становление материального и духовного рабства в обществе, люди стали обращать огромное внимание войнам, порабощению не только соседних племен но и своих же соплеменников. Все больше эксплуатировалась природа, некоторые народы жили за счет захватнических войн. Появились главенствующие псевдорелигии, где зачастую царь, объявлялся богом на земле, люди стали поклонятся изображениям этих правителей, стали строиться в честь новых божеств храмы, приноситься в жертву человеческие жизни. Когда умирал правитель вместе с ним убивали и хоронили рабов. Естественно все это ничего общего не имело с духовностью. Эрзяне попали в окружение соседей зарящихся на богатство и людские ресурсы народа. Эрзяне в целом же до 17 века сохранили свою изначальную веру и обряды, благодаря жрецам Озатям и Сырьжам, эрзянам чуждо было понятие межрелигиозной распри, долгое время эрзяне сосуществовали с Волжскими булгарами которые исповедовали Ислам, булгары не вмешивались в духовную жизнь наших предков. Большая беда пришла с Запада, славянские племена которым насильственно была навязана новая религия с Константинополя, в которой была идея вечного рабства, человек является не свободным творителем своей жизни и судьбы а рабом, рабом своего царя, священослужителя, наконец Бога. Эрзян село за селом захватывали русские воины с миссионерами. Сжигали могилы и Репешти, уничтожали жрецов, насильственно переселяли в русские селения , пришло Чопуда пинге-эра слез и темноты. В течении 6 веков, шло разрушение духовного стержня эрзянского народа. Многие эрзяне вынуждены были покинуть землю предков и искать новую долю в Одпакся – в Заволжье. Все же не смогли миссионеры и поработители уничтожить духовность эрзян, Озксы-моления, проводились и проводятся до сих пор. Пришлось так же эрзянам свои праздники совместить с Православными, дабы сохранить их. Пришло время осознания и духовного возрождения, пришло время собирать камни , пришло время взять Пижень сюро и призвать Тюшти на помощь в деле духовного возрождения эрзянского народа, а значит и жизни по законом Творца, пусть будет шкинема-творчество, оймеежомарямочинь аоре- духовная свобода. Только так можно сохраниться народу, всей земной цивилизации, и победить искушение Идемевся. Инешкипаз чангодть ды макст тенек вий ды нарьде , превть ды икелев молиця тевть! Инешкипаз Чангодть! Паз чангодть!

ДУХИ ПОМОЩНИКИ, ХОЗЯЕВА СТИХИЙ И СТИХИАЛИЙ В СИСТЕМЕ ВЕРОВАНИЙ ДРЕВНЕЙ ЭРЗЯНСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ.-КИРДИЙТНЕ , ПЕРТЬПЕЛЬКСЕНЬ ЕНКСНЕНЬ АЗОРТНЕ –ПАЗТНЕ, ЭРЗЯНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМА ДЫ ОЙМЕЕЖОМАРЯМОЧИНЬ КОЙТНЕСЭ.
Анге –Богиня мать, Богиня красоты и гармонии жизни.
Иненармунь- символическое обозначения Божественного Духа, в котором пребывает все творение Инешкипаза.
Везорго – богиня красоты.
Кастарго –Богиня мудрости.
Толоньпаз (Толава)- хозяйка стихии огня.
Коштава (Коштонь паз, коштонь кирдий) – держатель стихии воздуха.
Веденькирди (Ведьава ,ведьатя) –держатель стихии воды.
Масторава(Масторкирди)-держатель стихии земли.
Веленьпаз(Веленьсядонь паз, Веленькирдий)- держатель бытия селения , веле переводится буквально так ве-единое, эле –лоно, то есть родившиеся в том или ном месте.
Тундо, Кизе, Сексь, Теле(кирдийть, пазт)- держатели Весны, Лета, Осени, Зимы – времен года.
Чипаз- держатель хозяин солнца, Бог дня.
Ковпаз- держатель Луны.
Пурьгинепаз- держатель грома.
Веньгирди (Веньава) –держательница ночи.
Мельказ (Мельказо-менелькирдий)- держатель неба (звезд, небесных тел)
Тоначиньпаз – держатель , хозяин душ покинувших физическое тело.
Ендол- держатель молнии.
Куйгорож-хранитель материального благополучия.
Нардава –богиня любви и брака.

Держатели, хозяева помогающие в хозяйственной жизни, быте.

Кардаз-Сярко-держатель двора.
Ракшаньпаз-держатель скота.
Производные от него (Тавунсяй- держатель свиней, Скалоньпаз-коров и т. далее)
Вирьава-виренькирди- держатель леса. Производные : Калятя-держатель ив, Керень-чочконь паз- покровитель лесорубов.
Норовпаз(норовава)- держательница хлебов, ягод, плодородия земли.Производные от нее Розява(хранительница ржи),Паксява-хранительница полей, Ямксатя –покровитель проса и гречихи т. д.
Мекшава(Мекшенькирди)-хранительница бортничества и пчеловодства.
Каштомава-хранительница очага.
Кудава, юртава,- домой , хранитель дома.
Модава(Моданькирдий)- хозяйка земных сил, Кшныпаз- хозяин железа, помогающий ремесленникам и кузнецам.
Калматя (Калмоньазор) – хранитель кладбищ.
ТЕМНЫЕ СИЛЫ СОТВОРЕННЫЕ ИДЕМЕВСЕМ.
Апаро - духи противостоящие человеку и держателям.
Анамаз- хозяин этих темных сил –духов.
Кулома-Куломатя – хозяйка(хозяин) смерти.
Миняша – (василиск) семиголовая змея, нечистый дух искуситель.
Все эти темные силы всячески мешают человеку жить, создают проблемы и препятствия, могут вызывать болезни слабому духом , могут принимать облик человека или же притвориться каким либо духом-держателем. Но их не стоит бояться человеку живущему по законам создателя, ибо истинно духовному человеку они всего лишь испытания своей веры. Темные силы пребывают в Идеммастор- в сотворенной Идемевсем исчадии.



ЗАКОНЫ ТВОРЦА, В ЭТНОДУХОВНОЙ СИСТЕМЕ ВЕРОВАНИЙ ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА. – ИНЕШКИПАЗОНЬ АЛТАВТ ИНЕ ЭРЯМО ЛУВОНЬ КАРМАВТОМАТНЕ, ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ ПАЗНЕ КЕМЕМА ДЫ ОЙМЕЕЖОМАРЯМОЧИСЭ.
Анокстазь эрзянь раськенть ёвтамотнень, валмеревкстнень, койтнень, илатнень, кирдатнень, сонсь раськенть оймеёжомарямонзо коряс. Кода несынкс сынь тунь а явовить лия раськень, ламогингень Пазне кемема, ды оймеёжомарямочинь лувтнень эйстэ, мекевланг сынь ветить ломанень Пазонь лувсо эрямо, шкинеме, кода алтась тенек соньсь Инешкиницясь шкинемстэнек, оймень олячис ды икелев молий валдо тевс, мезесь арась Авраамонь Пазмариенть пельде сазь Пазне кематнесэ, васняяк Христанствасонть.Чарькодеме бажицясь-марясы, виде валдо эрьменть, эрзянь койсэ Инешкипазонть кезерьпингестэ ладявт эрямолувсонок кармавтоматнестэ.
Систематизированы на основе эпики, обрядов , пословиц и поговорок, менталитета эрзянского народа, как вы увидите они ничем не отличаются от других подобных духовно-философских видений и догм представителей мировой цивилизации, наоборот в этих законах, стремящийся к духовным истинам узреет путь к духовной самореализации и духовному совершенству. Эрзянская древняя религия-религия творения, свободы, осознания себя свободной творящей личностью, чего нет например в Аврамистических (впервую очередь Христианском течении) религиях.

1.Все что есть на небе, в космосе, на Земле, все видимое и не видимое, все что только ощущается, все то что рождается, растет –все это творение единого творца _Инешкипаза.
1-Э. Се мезесь менельтомбальксэ, менельсэнть, Модамасторонть лангсо , мезесь неяви, мезесь маряви, мезесь ансяк маряви оймесэть, мезесь касы-чачы, те веси вейкине шкиницянть пельде –Инешкипазонть.
2. Творец сотворил в разных мирах предела, для всего живущего как в физическом так и в духовном плане, духов помощников –держателей хранителей стихий и стихиалий, для народов живущих на земле, которые помогают и сохраняют великий принцип постоянного творения –движения, роста, самой жизни, самого бытия.
2-Э.Инешкипазось шкинесь эрьва эрямопаксятнене, веси эрицятнене кода рунгосо истя оймеялтсо, кирдийть , пазт, конат ванстыть эрямо енкстнень, эрямолувонть, менельтовбальксень ды пертьпельксень евстнень лангсо азорт. Сынь ванстыть ды лездыть Инелувонь коенть, свалшкань шкинема-эрямо енкстнень касоманть, раштамонть сонсь эрямонть.
3.Хотя каждый народ по своему, на своем языке называют имя единого творца и созданных сотворенных им духов, держателей, все они по сути часть Творца и всего его творения, равно как каждый человек и народ в целом.


3.-Э Куш эрьва раськесь эсь койсензе-кельсензе лемди Инешкиницянть, ды сонзе казевть –шкиневть кирдийтнень, евстнень: Веси сынь вейсэнь вейкине Инешкиницянть пелькст-эйдь, сонзе Инешкинемасонзо.Теке эрьва ломанесь кода раськетнеяк вейке Инешкипазонь шкиневть.
4.Все Творение Инешкипаза свято и пребывает в Пазчанго(Оймеялтсо) – В Святом Духе.
4-Э. Инешкипазонть Шкиневксезе веси Иневанькс ды пештясь Пазчангосо –Оймеялтсо.
5.Человек состоит из физического тела, души и Духа.
5-Э. Ломанесь шкинезь колмо пельксте, калгодо рунгосто, ойместе, ды оймеялтсто-Инеойместе.
6. Вся Вселенная пребывает в постоянном Творении, жизнь сама по себе это творение.
6-Э. Веси эрямопаксятне, менельтомбальксесь свалшкане эрить-ашить Шкинемасо, сонсь эрямось те Шкинема.
7. Жизнь человека связана с окружающей природой, космосом, Вселенной в единый стержень и подразделяется на четыре периода: Рождение-Восход-Детство –Весна –стихия воды. Рост-Отрочество и Юнность-Лето-Юг –стихия огня. Зрелость- рождение и воспитание детей,-Осень-запад-стихия земли. Старость-уход в мир иной,-Зима, Север,-стихия воздуха.
7-Э. Ломаненть эрямопингезе сюлмавозь веси Пазонь евстнень ды енкстнень марто ды явови ниле пельксэс. Чачома-Чилисема-Эйкакшчи-Тундо- Ведень вий-евсь. Касома-од ломанекс теевема- Чиньеле, -Кизе- Толонь вий-евсь. Эйкакшонь чачтамо-трямо-кастома, Превень –эрьмень таштамо-Сексь-Чивалгома-Масторавань вий-евсь. Сыречи, Тоначив туема,-Пелевеенкс- Коштонь вий-евсь.
8. После смерти умирает только физическое тело человека, душа вечно живая, после некоторого отдыха душа снова вселяется в какое- нибудь творение Создателя.
8-Э. Куломадо мейле, ломанеть кулы –калады ансяк рунгозо, оймезе свалшкань эрий, ды оймсемадо мейле оймесь таго чачи кодамояк пазонь шкиневксес.
9. Любое действие это уже акт творения, сначала творение обдумывается воспринимается душой, затем только реализуется в делах и на физическом плане. Перед любым актом творения необходимо упомянуть имя Инешкипаза-Творца, тогда и ваше творение действие будет освящено силой святого духа.
9-Э. Эрьва тевесь те шкинема, васня эряви сонзе лац арсемс, совавтомс омес-седейс, ансяк мейле сон топавтови вадря тевекс.


Эрьва тевенть ушодоманзо икеле лецтик Инешкипазонть, мерть – Инешкипаз Пазчангодть! Сесте тевесьдяк карми чанстязь ды пештязь Пазчангосо.
10. Человек частичка природы, окружающего мира. Природа это общий дом людей. Каждый человек дитя природы давшей ему физическое тело это единая мать, а душа от Единого Творца –единого отца. Поэтому человек должен бережно относиться к природе, беречь и лелеять ее.
10-Э. Ломанесь пертьпельксень вишка пелькске. Пертьпельксесь те вейсэнь кудо ломатнене, ракшатнене, нармутнене, ды веси Модамасторлангсо касыцянтень чачыцянтень. Эрьвась эзденек пертьпельксень ды Инешкипазонь эйде, рунгонть казизе тенек вейсэнь аванок Масторавась, оймесь ды лувось вейсэнь ине тетянок Инешкипазонть пельде . Секскак ванстак ломань пертьпельксенть.
11. Люди должны жить в гармонии и почитать духов держателей созданных Творцом, проводить в честь их Озксы-ритуалы, но в своих молитвах к ним сначала нужно упомянуть имя создателя Инешкипаза, а затем уже обратиться к тому или иному конкретному держателю.
11-Э. Ломантне раськетне эряст сэтьмечисэ пертьпельксэнть, ды сонзе эвстне марто,
12. Родителям: Рождение и воспитание детей это дар творца и является актом творения. Здоровые дети рождаются и растут только в тех семьях где любовь и следование заветам Творца.
12-Э. Тетятнене-аватнене: Эйкакшонь чачтамось кастомась ды тонавтомась- те ине шкинема, конатасо казимизь Инешкипазось. Шумбра эйдеть чачыть сеть буетнесэ косо вечкема ды Инешкипазонть Инелувсо эрямо коесь.
13. Даже у ребенка в утробе матери есть уже душа, он все чувствует слышит и понимает.
13-Э. Эйдень кудосо, апак чачозь эйденть ули оймезе, сон вест марясы ды чарькодьсы.
14. Детям необходимо уважительно и с почтением относиться родителям, старшим, к предкам.
14-Э. Эйкакшнене эряви эрнезь ды меленьпутозь кунсоломс тетяст-аваст, Покштяст. Ливамс ды ванстамс Поктятнень-Сэрдятнень лемест.
15. Старшим необходимо не только учить молодое поколение но и самим учиться у молодежи, и самим исправлять те ошибки которые сами совершили в своей жизни.
15-Э. Цера-ава ломатнене, Покштятнене эряви авуль ансяк тонавтомс вишкинетнень, эстесткак тонавтнемс одтнень пельде, ды витемс сеть пежетькстнень ильведькстнень конатнень сыньсь тейнизь эрямокисест.


16. Грехи и ошибки совершенные на жизненном пути необходимо осознать, и уже осознанно покаявшись их исправлять, и учить других людей не совершать тех же ошибок.
16-Э. Пежетькстнень ды ильведькстнень эрямокисеть, эряви чарькодемс , арсемс ды ансяк седе мейле Пазчангонть марто витемс.
Тонавтомс лия ломантненьдяк а тееме истят пежетькст ды ильведькст.
17. Самый большой грех это нарушения законов Творца.
17_Э. Сехти покш пежетесь- Инешкипазонь Инелувонть ды сонзе кармавтоматнень коламось.
18. Большим грехом является самоубийство, и лишение жизни другого человека. Помни человек иногда ты даже своими мы

Категория: Мои статьи | Добавил: unknow (09.05.2007) | Автор: Пургазонь Викай
Просмотров: 1142 | Рейтинг: 5.0/2 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2017