МОЛЕНИЯ, КУЛЬТЫ, ЖРЕЦЫ, СИМВОЛЫ И МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ РИТУАЛОВ КУЛЬТОВ.-ОЗКСТ, КОЙТЬ-ИЛАТ, ОЗКСВЕТИЙТЬ ДЫ ОЗКСОНЬ ЮТАВТОМА ТАРКАТ.
По эрзянски молиться –озномс, озолма-молитва, Озкс-моление. Это слово образовалось от глагола азомс, азондомс –посвящать чему -либо, аналог слова культ пришедшего к нам из латинского языка.
Смысл моления –Озкса, духовная беседа общества, индивидуума, с Творцом, его держателями. Кроме Озолмат (молитв) есть еще Пазморот –Гимны Богу, койморот-ритуальные песнопения. Которые пелись во время проведения обрядов и ритуалов. В музыкальном сопровождении или без такового. Инструменты использующиеся в ритуалах это Торама (Дорама) – труба , нудей-свирель, чавома-бубен, пувамо-волынка, кайга-скрипка, элекайга-гусли,варган-губной резонатор и т.д. Считается что музыкальное сопровождение усиливает силу молитвы, гимна. Ливамо, лемень кундамо,- поминовение предков. Озксы бывают домашние(Кудонь-кардонь озкст), Сельские – Велень озкст, всенародные –Раськень Озкст, (Мааронь Озкст). Большое место занимают Ковкерьксэнь цислань-эрьгань озкст - –календарно обрядовые моления.
Кудонь-кардонь Озксы обычно проводил Покштя ( самый старший член семьи). Другие Озксы проводили знающие хранящие обряды и законы (коеньсодыйть, коеньванстыйть) члены общины, знания которым передавались из уст в уста, здесь отметим то что они не всегда были членами одного рода. По эрзянски они назывались Озатя, -жрец, Озава-Сырьжа-жрица. Жрецы не оторваны целиком от повседневной жизни общины, то есть ими выполняется практически та же хозяйственно-бытовая деятельность что и всеми членами общины. Озати, Сырьжи – этот статус очень почетен и объязателен, кроме проведения богослужений, жрецы благословляли, свадьбы, похоронные процессии, участвовали в имянаречении, проводили защитные обряды при подготовке войска в поход, проводили обряды инициации(посвящение) в мужчины –юношей, девушек в женщины, в воины, их слово было веским при разрешении споров, конфликтов в общине, а так же в выборе Инязора, Чиньазора (князей) и веленьпрявтов, (старейшин села) то есть участвуют в политической жизни общины. Жрецы свято хранили ритуальные предметы для богослужений общины ( Пазонь штатол –свечи, яндавы –подсвечники, пазнардамот- рушники, торот-ритуальных ножей, парей –кадок, казанов-котлов для приготовления жертвенного обеда, тешкслазт- письменной информации ( у эрзян было идеомографическая письменность и свой счет , чем то напоминавший римский счет). Так же им вменялось подготовка помощников для проведения ритуалов ( ямоньпидийть- готовящих жертвенный суп, пуреньпидийть- готовящих ритуальный напиток пуре, буканьветийть- ведущих жертвенных животных, озкспалонь пурныйть, сборщиков жертвоприношений и других) . Жрецы являются духовными наставниками и целителями общины, третейскими судьями. Хранителями законов бытия, связующим звеном как общины так и индивидума с Ине Лувом, с Инешкипазом, С Покштят-Сэрьдят-предками . Жрецы отличались в своих одеждах от остальной части общины, одежда готовилась специально с соблюдением определенных законов, богато была вышита символами, и украшена предметами силы. Чем то напоминало одежду шаманов, в принципе эрзянские жрецы, шаманы по сути одно и тоже. Не надо забывать о том что у эрзян сильно развита Магия, были специалисты в этой области которых можно поставить в один ряд . Само слово Магия в переводе означает Творчество.То что в повседневной жизни эрзянские духовники , были на тех же условиях (земледельцы, охотники, ремесленники и т. далее , и давало повод путешественникам старины глубокой говорить и писать о том что у эрзян не было якобы жреческого культа, что не соответствует действительности)
Давайте познокомимся с двумя основными молитвами эрзянской религии которые всегда произносятся на общинных молениях озксах.
ИНЕ ОЗОЛМА –ГЛАВНАЯ МОЛИТВА
Инешкипаз! Вере-Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы!
Тон, неицясь кода пеште панжи!
Неимизь, марямизь,
Сюконятяно пильгезеть,
Пшкадтяно валдо оймезеть.
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Ознотано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз!Макст тенек
Сэтьме лембе пиземеть,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят, улест аванок,
Макст Масторонтень ладямо,
Вейкень-вейкеь вечкема,
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезе.
Кенкшпряваяк совазо,
Кеншалгаяк ютазо.
Минь Тонеть- Шумбракши!
Тон миненек –шумбрачи!
Ванстомизь, идемизь
Ятонь ломанде, ормадо-тармодо,
Апародо-зыяндо,
Даволдо-цярахмандо.
Вана пидинек ашо кеднесэ,
Вана панинек шожча мельнесэ,
Зяро кашасонть ямкстнеде,
Зняро макст эрьвантень ули паро.
Инешкипаз !Чангодть! Паз Чангодть! Паз Чангодть!
Покштятнене Ине Озолма.-Молитва поминовение предков
Инешкипаз! Вере Чипаз!
Чангодть! Паз Чангодть!
Эрзянь Покшт-Покштинеть,
Покштянь-Покшавинеть!
Сырк мерезе Покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо
Пурень-Брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек
Шожча мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок
Човоряводо юткозонок
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезе кундави,
Кинь лемезе стувтови,
Илядо кежиявто,
Веси тынь-седейсэнек,
Веси тынь-минек верьсэ.
Минь тынк эйсэ лисинек,
Минь тыненк велявтано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ендо ваныцят,
Иляст уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезе, Молезе! Паз, Чангодть!
Паз, Чангодть! Паз, Чангодть!
Символика. По философии эрзянской этнической религии.
Эрзянь раскенть оймеежомарямочинь философиясонть, кода лия ламораськетнень кезерень истямо содамочитнесэ. Инешкипазось ды кирдийтне эзть артневе, керсеве, ды лепаво а севоньс, а коцтс, а чувтос мезес. Эдь Инешкипазось те веси мезесь ули кода Ушолксонть, истя пертьпельксэнть, ды нама сонзе кода артасак. Секскак Инешкипазось, кирдийтне артовильть тешкс вельде.
В древней эрзянской философии как и в философиях многих древних народов, есть одно не оспаримое понятие. Творца, духов помощников невозможно не нарисовать, не вылепить не вырезать, как изобразишь то что невозможно, ведь все видимое и не видимое это и есть часть творца . Поэтому Творец, и все духовные понятия изображались в виде символов. Для того что бы понять смысл тех
символов орнаментов эрзян дошедших благодаря археологическим
находкам, национальной вышивке необходимо заглянуть в мировую сокровищницу духовного наследия цивилизации особенно до так называемой новой эры. Поэтому постараемся познакомиться с общими принципами создания символов.
Васенце тешксэсь , коната ули веси раськетнень философиясост те петнявкс. Инешкипазонть тувталозо, конатань вельде сон шкинизе веси Ушолксонть, миренть масторонть веси эрьмензе улипаронзо марто.
Первый основной символ это точка, словно причина которая побудила Творца сотворить многообразие Вселенной.
Петнявкс –Точка.
Мейле те петнявксось келейгады, ды тень артокшныть истя петнявксось колонь куншкасо, омбоце тешксесь коната вастневи веси философиятнесэ те коло конань куншкасо петнявкс.
Процес творения Творца практически во всех философиях символически изображается в виде круга в центре которого точка.
Коло конань куншкасо петнявкс.
Круг с точкой в центре.
Инешкипазонть шкинемазо свалшкань, молеманзо невтилизь истя колонть куншкасо ашиця петнявкстонть молить налт , ды теть налтнень пева артовильть черть конатат невтильть шкинеманть молеманть.
Творение Всевышнего всегда находится в движении поэтому этот процесс в символах изображали следующим образом из точки в центре круга идут лучи , на концах которых изображены направления обычно по ходу солнца это созидание, были также линии против часовой стрелки которые изображали разрушение, или же фиксировались оба направления , тем самым показывая то что творение переходит из одного качества в другое, разрушение-
созидание, жизнь –смерть, новое рождение. Этот символ знаком многим, прежде всего по свастике ( фашисты использовали этот символ в своей идеологии , свастика фашистская символизирует разрушение, как в Интернационале «Мы старый мир разрушим и построим новый свой».
Инешкипазонь свалшкань шкинема тешкс.
Символ вечного творения Творца.
Калавтома тешкс. Шкинемань тешкс.
Свастика разрушения. Свастика созидания.
Эрзянь ды лия финно-угрань раськетнень викшневкстнесэ, вастневить , ды натой совасть мастор тешксозост (гербезест) истямо енов молиця тешкст.
В эрзянской традиционной символике, так же символике братских финно-угорских народов встречается следующий вид подобных свастик.
Ламораськень артовкссо викшневксэ Модамасторонть артость истя,
те виде черть, конань эсте алов молить налт. У многих народов как и у эрзян Землю рисовали обычно линией с исходящими от нее в низ лучами.
┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬
Менелесь мекевланг артови , налтне чертьстенть молить верев, небо изображается наоборот от прямой линии исходят лучи вверх.
┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴
Ней невтьсынек кода артови менелесь, модась ды сонст куншкасо эрямось Теперь нетрудно символически зафиксировать жизнь в середине небесного и земного миров.
┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴┴
┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬┬
Еще раз напомним, Бога –Творца , духов держателей нельзя изображать, как можно изобразить то что только можно ощутить. Единственное что эти философские понятия можно отражать-изображать символически –Тешкст, Содамотешкст, Пазоньтешкст. Основным символом Творца и его творения является восьмиконечная звезда ( отметим в большинстве как традиционных древних так и нынешних религия мира существует аналогичный эрзянскому символ и понятие)
Сеске сельмс каяты кавксо песэ тештесь. Истямо теште-тешксэ артыльть минек покштятне Инешкипазонть. Кодамо сонзе лувозо? Сознзе лувозо истямо; Эрямосонть улить колмо енкст, ютазь пингесь, неень шкась, икелечись, конатат сюлмавозь ве нильксэс, конататнень ули ушодксост Инешкипазонть шкинемасто, конатат велить чарыть те нильксэнть вельде, мезеськак а еми, кода тевсэть истя мельсэть, сон мусы эсинзе тарканзо . Ды сисемь чиде мейле эсинзе шкинемасонзо Инешкипазось нолдызе тевс ине Кармавтоманзо-лувонзо. Кавксось таго канды сене кинь ули мелезе панжомс эрямолувонть, ине содамочи. Арийтнень философияст коряс ломаньсэнть улинь сисемь виень чакрат-чарыть, конататнень вельде ломанесь эри, сюлмави Модамасторонть, Перьтьпельксэнть, Космосонть марто, кавксоце чарысь-чакрась те ине содамочи, Инялтонть виезе, соньсь Инешкипазось, ( кие соды паряк чарытнеде-чакратнеде минек Покштянок содасть). Вана ломанесь знярдо эсинзе эрямолувонзо панжилизе педе-пес теевиль виде Инешкипазонь ломанекс, сонзе оймезе ваньськадыль, ды сон теевиль малавиксэкс Инешкипазонтень. Эдь Инешкипазось эрьва ломаненть шкинизе сехти мазыекс, сехти оймеежомарямочисензе сюпавокс, секскак ломанентень эряви эрямс ды ветямс прянзо сехти перевеекс ды мазыекс. Миресь колмоенксонь ды колмовейсэндявксовонь ( триедин и трилик) Инеежомарямось мирсэнть те 888 четось, коната информатикасонть кода мерить рузтне ( полное Равновесие и Совершенство во всех планах Бытия и равновесие всех стихий и качеств). Нурькинестэ меремс те тешксось Одс Чачома, Свалшкань Шкинема, Пазонь лувсо эрямо. Те тештесь вастневи авуль ансяк ариень раскетнень философиясост , Египетенсесенть, Христианствасо ды Кезерень Грекеньсесэнтьдяк. Кавксось Египетень Пазонть Тотонь тешкс, Кавксонькирдань Буддань кись Бодхисатвасо, Гермесэнь коната грекнене панжизе ловома четонть ды геометриянть сон истя мерекшнесь ( восемь число Творца , установившее на Земле царствие небестное).Христианствасо пазаватнесте сеедьсте неят Пазмарийтнень пряст вельксэ кавксонь пе теште.
Те тешксэнь ванноманзо прядовомсто эряви меремс, те Ине тешкс коната канды Инесодамочи, Инешкинема, Эрямолувонть , сень мезесь неяви, мезесь ансяк маряви, сень мезесь Ушолксонть, Модамасторонть лангсо, конатась свал молемасо-чарамосо ды терявтни молемс эсь эрямосонзо, мельсэнзе ды тевсензе Ине шкиницяст енов , Инешкипазонтень.
Омбоце, кода уж меринек, сельмс каявиця чертесь те колось, Инешкипазонть тешксонть перьтьканзо. Кода редясынк сон тееви колмо чертьте, таго ютазь пингесь, неень шкась ды икелечись. Те эрямонь ки (Ра истя мерильть арийтне), эрямочинь коло, кода ломантнень теке ракшатнень, касовкснень-мезтнень Пертьпельксэнть ды Ушолксонть. Веси эрийтне свал касомасо-чачомасо Инешкипазонть нильксэнь-лувонть перька сюлмавозь. Ломанесь чачи , касы, эри, чачты-касты эйкакшт, кулы рунгозо, ансяк ойменть оймсемадо мейле тоначисэ ,таго чачи, таго теи эрямонь коло. Чиськак, Модамастороськак, Ковоськак, Тештемастортне,ды Тештнеяк свал теить коло, ансяк, эрванть
колонь теема шказо, покшолмань коряс лията. Эрьва ломаненть эсинзе эрямонь кизе, колозо, коната паро эли берянь , ансяк эсинзе тевензе коряс, ломанесь соньсь азор уцясканзо лангсо, сави тензе велямс теке колованть, эли жо теемс лията коло, те сюлмави кода соньсь ломанесь эри Инешкипозонь лувсонть, колы арась Инешекипазонь эрямолувонть, эжели ломанесь ваньськавты эсь оймензе, эри Пазонь лувсонть сон яла малавгавты эсь эрямонзо Инешкипазонтень, кода сермадынь икеле кавксоце енксонте- Инешкипазонтень, ды соньсь карми молеме шкиницянть енов. Эжели ломанесь колы Пазонь эрямо лувонть сонзе ойментень сави ламоксть чачомс ды витемс эсинзе пежетьксэнзе ды эрямонь ильведьксэнзе. Тесе нурькинесте таго мерьдяно, эрьванть эсинзе эрямокизе колозо, коната сюлмавозь Инешкипазонть марто, свал молема, чачома, касома, коната моли коло енов, конатань юрсо Инешкипазонь тештесь-тешксось. Теть тешксне эрямосонок марявить ансяк оймесэнек, лията чертне ды тешксне те се мезенть минь тейдяно тевсэнек.
Содамочинь Инетешксось ащи пирязь, прок кородомасо, те минек эрямонок ды тевенек Модамасторонть лангсо. Веси тешкснень кода редявить улить симетрияст вейкетькс кавтов явомаст. Эрямосонть кавто енкст вийть те церань ды авань ( Инь, Янь, женское и мужское начало) теть енксне тэме чачома касома арась. Эдь эйкакшось цера ломаньтеме авантень а чачтави, истямо лув перьтпельксентяк. Эрямосонть улить ниле пелькст те чачома, церакс-авакс теевема, эйкакшонь чачтамо- кастома , сыречи-тоначив туема. Иень шкатне дяк явовить ниле пельксэс –тундо, кизе, сексь, теле. Эрямотаркасонть улить ниле пелькст –чилисема, чипелькс, чивалгома, пелеве енкс. Секскак эрзянь тешкснесэ вастневи нилеулонь черть. Эрьва эрямо пельксэнзе ломанесь теи прок видьметь, конатат мейле касыть кодамояк тевекс, эдь эйкакшпингстэ эжели эйкакшось кунсолы ды тонавтни покштнень пельде, теи прок видьме, коната мейле чачы касы сы шкань эрямосонзо, ды кодамокс ульнесь те видьмесь истямокс карми эйстензе лезесь, вана теть ниле видьметнень тынь редясынк те ромбонь ды квадратонь тешкст.
•
Ромб , четырехугольник, квадрат – они символизируют четырехчастное деление любого процесса, характеризующееся свойствами стабильности , прочности, определенности. Четыре периода жизни, четыре стихии, четыре стороны света, могут символизировать ограниченное пространство, материальные блага.Как говорил Платон четыре имеет свойства воплощения идеи.Ромб является динамическим знаком и означает взаимодействие высшего и низшего, духовную и материальную гармонию бытия.
Колмоулонь тешкс- трехугольники.
В нормальном положении с основанием в низу символизирует стремление всех вещей к высшему единству Δ ,если у него усечена верхушка служит символом воздуха. В перевернутом виде вершиной в низ говорит о материальных явлениях, ▼ и с усеченной верхушкой символизирует землю. Два полных треугольника один в нормальном другой в перевернутом положении символизируют огонь и воду..
Примерно таким символом –орнаментом изображается жизненный путь и дела человека, как видим правильные и перевернутые треугольники гармонизирует создают ровное поле, жизнь должна быть равноценно богатой как в духовном так и материальном плане.
Еще этот орнамент широко встречающийся в национальной вышивке называю эрямо кинь лей-река времени и жизни.
Есть еще один стилизованный равнозначный орнамент-символ предыдущему.
или XXXXXXXXXXXXXXXX
ДЕРЕВО.-ЧУВТО.
Дерево символизирует три мира(тоначи- нижний-прошлое,течи- средний-настоящее,икелечи- верхний –будущее) .Дерево представляет неистощимую жизнь, оно эквивалентно бессмертию. Символ абсолютного бытия, т.е. центр мира, согласованность, рост, распространение, процесы зарождения и возрождения. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, символизм центра мира выражается в общепринятых терминах и понятиях мировой оси. Дерево с корнями находящимися под землей, и с его ветвями , вздымающимися к небу , показывает стремление к гармонии и следованию принципам закона Творца, постоянный рост, творение с опорой на опыт прошлого.
СИМВОЛ НАКОПЛЕНИЯ, ЛЕСТНИЦА В НЕБО.
/////////////
\\\\\\\\\\\\\
Данные символы встречаются повсеместно в национальной вышивке, символизируют материальное богатство и подъем по лестнице на духовном уровне.
Бинарные символы .
Бинарные символы олицетворяют гармонию двух движущих сил , если проще объяснить то это словно семя которое никогда не взойдет если оно не попадет в землю. Это мужское и женское начала, символ плодородия, движения роста и успеха, гармония энергии , служат амулетами и оберегами.
Еще одним из значимых символов является спираль. Из одной точки создается огромное поле творения, свечи ритуальные обычно делаются спиралеобразной формы дабы сконцентрированную в одну точку идею мысль силой воли и духа донести до всех миров до создателя. Спираль энергорасширяющий символ. Представьте сжатую в спираль пружину и затем отпустите зажим держащий ее вы получите колоссальную энергию. В принципе ведь физические, химические, а так же духовные процессы происходят хотим мы того или нет идентичны, ведь все это элементы единого творения.
Ней евтнесынек таго вейке тешксонть лувонзо коната теевсь колостонть, те пельколо.(полукруг). Сонзо лувозо виень содамочинь, эрьмень пурнамо максома.
Тынсь редясынк тешкстне прок чакшт,
Яндават, чавочачот пурныть максыть эрьменть.
Нама истят пурнамо максома тешкстне теевить колмоужо, нилеужо тешкстнестеяк невтьсынек тенк.
Паряк саты невтемс ды кортамс тенек тешкстнеде, сынст эряви ванномс башка минь терявтнинек невтемс ансяк сехти прявт –эрявикс ды веси тешкстнетнень ушодыцятнень. В кратце мы постарались рознакомить вас с глаными символами из которых затем уже создаются более сложные символы. В дальнейшем мы так же будем знакомить вас с ритуальной символикой. Всему свое время.
Теперь давайте схематически изобразим Озкскморганть-алтарь, ритуальный стол для молений.
.
Здесь объязательно присутствует озксруця-рушник, штатал марто яндава –молельная свеча в ритуальном подсвечнике, сувтамка- курительница для обкуривания травами, Лувкши-Шумбракши- ритуальный хлеб, торо –ритуальный нож, Медьарво- ритуальный напиток.
Озкспал, канст,- жертвеные продукты.
Мед-медь, медьарво, брага- напиток богов-сома. Мед символизирует мудрость, он наделяется значениями перерождения или изменения личности в результате посвящения во время таинства обряда. Символизирует идею невозможности овладения высшими знаниями без страданий, самопожертвования , без которого не будет духовного саморазвития. Мед асоциируется с солнцем, с огнем в творении. Пчелы (мекшт) со своим укладом жизнедеятельности
ассоциируются с Ине лувом, правильным порядком и соблюдением законов Творца. Поэтому после Озксов Озатя всегда причащал медьарво и ритуальной брагой сделанными на основе меда всех пришедших на Озкс.
Яйцо- Яйцо символизирует зарождение , тайну жизни, символ бессмертия .В нем заключается духовный смысл тайного роста внутри скорлупы , скрытую идею и помыслы. Символ мироздания и творения.
Лувкши- ритуальный хлеб, который готовится с молитвами, его еще называют Шумбракши-хлеб здоровья. В некоторых случаях он украштвается при выпечке символами.
Пачалксеть, пажалат- Блины имеют форму круга символизируют своего рода годовой цикл, а так же блины похожи на солнце, основную звезду влияющую на жизнь на земле, по этому блины наряду с хлебом являются одним из главных элементов озкспала.
Каши- каши готовят из пшена, гречки и других круп. Каша в целом символизирует богатство, сколько в каше зерен пусть столько будет нового в делах духовных и материальных благ.
Прякат, сюкорот, панжакат и т.д.- готовятся пироги с разными начинками скапустой, творогом, рыбой как открытые так и закрытые, этим самым обществ искренне преподносит держателям и предкам разнообразную пищу, благодаря их за благосклонность и за помощь в укладе хозяйственной деятельности общины.
Жертвенное животное (Озкспалонь ракшат)- Бык, овечки-ревет,(желательно одномастные), саразт-кур, галат-гуси, калт-
рыба (щука-нучко, сом-), диких лесных животных в жертву не приносили потому что их взрастила и вскормила природная стихия, человек не прикладывал труда в их взращивании.
Цвет так же имеет глубокое философское значение в эрзянской этнической религии.
Начнем с белого, белый цвет символизирует, чистоту помыслов, духовную чистоту, символизирует благие желания и намерения, даже женщины и мужчины прикрывались белыми холстами, платками в знак скорби, это означало что родственники умершего желают его душе освободиться от пут идемевся, и попасть в верхний мир в мир населенный чистыми душами.
Красный цвет , цвет символизирующий духовное единение, кровное родство, символ Пазчанго –Святого Духа, Солнца, символ выражения своего духовного состояния в актах творения, в национальной вышевке преобладает поэтому красный цвет.
Черный а также темно-зеленный символизирует Мастораву –мать землю, мир явленный кристализованной жизни, телесный мир, так же этим цветом обозначаются границы миров. В вышевке это отражается в виде бордюр и придания четкости очертаниям символов.
Сувтамкат- продукты для окуривания при всевозможных ритуалах.
Используют цяпор тикше-богородскую траву, куз ды пичень ой- смолу хвойных деревьев, карвопангонь почт-размолотый сухой мухомор. Нартемкс- все виды полыни. В нынешнее время используется ладан, благовонные масла, благовонные палочки.
Кровь-(Верь)-Кровь это жизненая сила, наши предки кровь закалываемых животных всегда приносили в жертву матери земле, ведь заколов животное , которое взрастила земля, необходимо вернуть хоть чпасть силы отданной ей. Так же символизирует связь поколений.
Земля-мода, это тоже одно из связующих символов с родиной, с предками. В дорогу ли на общенародный Раськень озкс, при переезде на новое место жительства всегда береттся буень-раськень мода, родовая земля с могил предков, с двора. Обычно она с молитвой собирается или в мешочек или завязывается в платочек и вешается на шею. Если погибнешь в чужбине , не кому придать земле будет прах твой , то родная земля которая у тебя на груди укроет. Тем более роднаая земля тебя бережет, и у тебя неразрывная связь с предками, с чачум эле –с родиной.Давайте познакомимся с молитвой для взятия родной земли.
Вейсэнь Мааров модань саема Озолма.
Я, Инешкипаз, чангодть!!
Масторава- авинем,
Масторкирди- тиринем!
Иля тандат кеднедем,
Иля тандат пильгедем.
Састо нарот лутаса,
Тикшесаннэтнень явсынь,
Чевте модат таргаса,
Пацине потс каяса,
А томбаса, а правтса,
Вейсэнь Маронть лангс кандса.
Масторава –авинем,
Масторкирдий- тиринем!
Кода модань паморькстне
Вейке марс вейсэндявить
Истя эрзянь ломантне
Кадык раськекс пурнавить!
Инешки! Паз Чангодть! Инешкипаз Чангодть!
Ведь пря –Живая вода( буквально переводится как верх воды)
Для проведения ритуалов, приготовления ритуальной пищи, используется вода собранная с семи родников, при ее собирании проводится озкс, специальный ритуал. Эта вода имеет кроме всего прочего чудодейственную исцеляющую силу. Давайте познакомимся с этой молитвой и ритуалом.Озатя проводит маленькие озксы, на каждом роднике собирает воду, приносит озкспал-канст ввиде медных монет.
Ведьавань Озкс (Ведь пря саема)
Инешкипаз! Вере Чипаз!
Чангодть! Паз Чангодть!
Веденьгирди Ведява,
Веденьгирди сияка!
Пек васолдо тон лисят,
Пек васолов тон чудят.
Сиянь покольть тонь кеветь,
Парсей суреть тонь нулкот.
Ламо лезе тон кандат,
Коське кургинеть симдят.
Ормат-тарвот сэредийсте тон панят,
Ойместе-рунгсто сэредькстнень
Тон ведьпринесеть шлят -нардат.
Вана сынь тонеть валдо мельсе,
Сиянь –пижень ярмакке теть
Озкспалнекс- казнекс кедьсем.
Макстая тень эсь ведьприненть,
Энялдомам топавтыка,
Сиянть- пиженть тон саика.
Ведьпринеть лезе кандозо,
Шумбрачи тенек максозо.
Паз Чангодть! Паз Чангодть!
Паз Чангодть! Сюкпря ведява казнеть кисе
Деревья-чувтот . Тумо-дуб , одно из священных деревьев символизирует могущество и здоровье, часто моления проводились под дубом, особенно перед военными походами.
Килей-береза, символ чистоты, девичьей красоты, символ начала лета, проводятся в аштемков(июне_ Килей Озкст.
Яблоня –Умарина, символизирует плодородие, материальное богатство мудрость тоже Лемзер –черемуха, пизелкс-рябина. Пекше-липа, так же символизирует богатство, ведь большие летние сельские моления проходили именно в период начала цветения липы. Святыми были дубовые рощи, и пекшень кужо –липовые рощи, именно в таких местах создавались Репешти –молельные места. Плохим деревом считается как и у всех евразийцев осина .
ЭРИЙ ТОЛ-ЖИВОЙ ОГОНЬ.
Огонь как и вода обладают духовными чудодейственными силами, свойством сжигать все темное, очищать духовно. Живой огонь добывается специальным обрядом. Есть даже праздник Од толонь чи-день нового огня. Давайте познакомимся с ритуалом творения живого огня.
Озатясь карми тееме эрий тол. Саи кедезензе коське чевкскеть карми езамо эйсэст , састынькине теть чевкскетне ушодыть ченгеме. Озатясь ченгема таркатнень лангс путы коське чевте тикшень паморькс, ды евты истямо Озолма.
.
ЭРИЙ ТОЛОНЬ ОЗОЛМА
Инешкипаз, Чангодть!
Толава, парава,
Сырнень тюс азорава!
Састынькине кирвазтя!
Шождинесте сыремтя,
Иля уле пултыцякс,
Иля уле чентицякс,
Ульть миненек лездыцякс,
Толпаргонь ушодыцякс,
Ульт валдонь максыцякс,
Раськень Озксонь
Толбандянь ушодыцякс.
Састо палт! Састо палт!!
Састо палт! Паз, Чангодть!
Озатясь сыремтьсы озксушодома штатолонть.
Животные-ракшат. Овто-медьведь символизирует могущество, здоровье, силу, смекалку. Зачастую в ритуальных действах молодежь наряжалась в медведей. Яксярго(лебедь) –красота природы,ее обычно сравнивают с Иненармунь. Норовжоч-жаворонок символ прихода весны .Птицы вообще символизируют в целом одухотворенность, носительницы новостей.
Утка почиталась особо, когдато в древние времена она помогала найти земную твердь, когда было наводнение вследствии грехопадений человека, люди в лодках могли легко определить сухое место по полету утки, поэтому как в орнаментах так и в предметах изделий ремесленников у всех финно-угров есть элементы уток, утиных лапок.
Пчела-мекш- символ организации, труда, порядка, усердия.Пчелы словно воплощения душ которые словно рой отделяются от божественного Единого.
Нимилявт-бабочка, души умерших словно бабачки после смерти улетают к создателю.
Паук с паутиной ассоцируется с судьбой человека, человек плетет нить и паутину своей судьбы.
Резюме. Звери и птицы являются посредниками между разными мирами, онизнают тайное, помогают человеку. Есть даже наставление ежели ты научишся речи зверей и птиц ты будешь мудрым.
Места проведения Озксов. Общинные моления Озксы проводились в специальных святых местах, назывались они Озкскужо (поляна молений), Репештя ( отгороженный специально в лесу участок), Ознумалей, ( возле источника, источник символизирует чистоту и начало, ведь река берет свое начало с источника с родника), Маркужо, Март-Эрямопанд ( это самые святые места, куда на моления собирались несколько общин а то и со всех весей Эрзянь Мастор-страны эрзянь).Также общиные моления проводились на кладбищах калмо лангсо, в Заволжье на вершинах холмов ( например в Северном районе Оренбургской области есть возле села Эрзянь Пашкино гора которая называется Каша пандо ( здесь проводились Бабань Каша Озксы, о них мы раскажем далее).
Наиболее встречающееся место молельное это Репештя ( некоторые авторы ошибочно называют их кереметями, ) Репешти создавались в местах силы , Жрец обычно знал законы энергоинформационного обмена, и получалось так что акустика этих мест была довольно прекрасной и голос жреца, духовные ритуальные песнопения были слышны как в нынешних больших залах с хорошей акустикой. Репештя огораживалась и в зависимости от общины имела ту или иную площадь, способную вместить всех членов общины. Огораживали плетнем или просто жердями, изгородь имела трое ворот, -кенкшт ортат, обращенные на восток-чилисема, юг-чипелькс, север- пелеве енкс. Члены общины приходящие на моление заходят строго через южные ворота, в восточные ворота приводят жертвенных животных, через северные носят воду и дрова для приготовления жертвенного обеда. У восточных ворот врывали три столба – анокспалманть ( некоторые этнографы называют их Юба, Обо, возможно так и называли, но скорее всего оно заимствовано ими у чуваш), здесь привязываются приносимые в жертву животные. С западной стороны тоже были врыты три больших столба где непосредственно и закалывали приносимый в жертву скот, между эти столбами была площадка обсыпанная белым песком и три глубокие ямочки накрытые плитами, в эти ямочки спускается кровь закалываемых животных, в определенную яму, только кровь тех или иных животных, бычков, овец, птицы. Неподалеку от них находится навес кардо, лато, (паникудо), посредине его врывают небольшие но мощные столбы с положенными на них поперек брусьями, на которые и навешивались котлы , в которых варится жертвенное мясо. Возле западных ворот был стол для разделки ритуального мяса озкспалморга. Очень часто посередине Репешти рос священный дуб, или береза, или же липа, который был очень мощным крепким деревом которому многие сотни лет. Под деревом обычно был большой парь украшенный символами, на нем озксруця и яндава с пазонь штатол. На дерево иногда навешивались в виде подносов сковородки с яичницей, с пирогами, с разной снедью. Были также пари с ритуальной медьарво, пуре. Косточки оставшиеся от ритуального поминального обеда закапывались под святое дерево. Репешти запрешалось посещать кроме как во время озксов. Пазоньштатол обычно хранился у Озати, потерять его считалось несчастьем на все селение. От общей свечи обычно зажигались и семейные каноньштатолт. Шкуры жертвенных животных в старину набивали сухим сеном и вывешивали на священое дерево.
Краткое послесловие первой части нашего духовного осмысления эрзянской этнической религии. Эрзянская религия одна жемчужинка из сокровищницы общего ожерелья Духовных знаний Мировой цивилизации. Религию предков можно назвать АБСОЛЮТНОЙ, КОСМИЧЕСКО-ПРИРОДНОЙ, она как и другие традиционные религии дает больше возможности духовному развитию каждой личности без всяких посредников в виде священослужителей. Воистину толерантная, веротерпимая экодуховная религия. Которая раскрывает все стороны бытия, побуждает творческому развитию личности, и самое главное сохранение в целостности все живое на земле. В дальнейшем мы познак