//erzyany-rasyke.ucoz.ru/
ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI
Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir.
Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır.
İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!
Атянь пуре, родово-общиное моление проводится в праздничные дни Инечи-Пасхи.
Это моление посвящено родовому поминанию предков. На него годовится ритуальный медовый хмельной квас –пуре . от сюда и его название Атянь пуре, ( Квас-брага предков). Дом где проходит озкс называется Пурень кудо( дом пуре-браги). В пятницу Топится баня предков , чтоб они попарились. В субботу в Пуре кудо хозяка печет блины, Шумбракши, каши, и расставляет это все наритуальный стол на восточной стороне. Там же ставится кадка с пуре, Атянь штатол родовая свеча. Возле входных дверей передней избы, ставят скамейку, на нее стелют постель из войлока, по верх ложат подушку на нее чисто новое вышитье полотенце.В обед хозяйка дома намазывает несколько блинов медом, хозяин берет ковшик с пуре, приоткрывают входные двери и начинают звать приглащать предков:-Инешкипаз! Благослови! Прабабушки и Прадедушки! Да, будет снами ваше благословение! Стряхните с себя земную пыль! Для Вас , мы приготовили угощение, пуре, постелили чистую постель, полотенчик.Соберите всех родных, кого мы может забыли, и их найдите , приведите, Может укто из душ , несчастлив. Некому его пргласит и его приведите! Всем все хватит, пейте все , ешьте все ! Устанете, отдохните, пусть постель будет вам мягкой и удобной! Инешкипаз, благослови! В воскресенье из Пурень кудо отправляют молодого гонца, который обходит всю родню, бриглашая всех на Атянь пуре,. Входя в дом он говорит;- Вам Инечи, а мне, крашенное яйцо, приходите в квасной дом, пуре пить! После приглашения в Пурень кудо собирается весь род, дома остаются только невестки, взятые вэтом году. В периди идет глава семейства с Шумбракши-ритуальном хлебом в руках за ним остальные члены семьи. Когда весь род собираютсется, накрываются два стола , первый на восточной стороне избы посвящен Прадедушкам, напротив Пробабушкам, На каждый стол хозяйка дома расставляет ритуальную пищу, блины, мед, каши, мясо , яйца, кадку с брагой, Заносят Родовую свечу ставят его на восточном столе Старший рода зажигает его, возле штатола кладут шапку (Атянь шапка), куда опускают яйца и монетки. Начинается моление, как всегда молящиеся обращены лицом на восток, вслед за старшим , он выполняет роль жреца молитву повторяют все молящиеся;-Инешкипаз, Благослови! Инечи (Великий день -пасха), Хозяюшка-матушка! Как благополучно мы дождались тебя, так же благополучно и пройди! Вот для тебя Инечи , мы приготовили Шумбракши-сал(хлеб и соль), чистыми руками , с добрыми помыслами, с чистой душой. Вот тебе каши горшок: сколько в каше крупинок столько дай нам добра. Мы даем тебя Инечи, одной рукой, ты дай нам двумя; Пусть уродятся хлеба наши на счастье и благополучие всех; на счастье прходящих, на счастье просящих, на счастье детей наших.Инешкипаз , благослови! Инечи, услышь молитвы наши , прими пищу нашу и благослови, помоги! Все низко кланяются, три раза говоря при этом:-Творец! Благослови, нас! Благослови! Затем произносится молитва призыв –обращение к предкам рода._ Прадедушки, прабабушки, рода нашего! Вот пришла Инечи , мы пьем и едим. И вас приглашаем, и для вас настала Инечи, и вы ештьте снами и пейте. Вот вам хлеб и соль, пусть он пойдет вам на пользу. Вот вам пуре-пиво,- да будет великой водой оно для вас. Дедушка( называется имя самого древнего зачинателя рода) , Ты,-старший , среди нас , собери всех наших родных, детей и внучат, всех накорми и напои, чтоб никто не стоял встороне и не завидовал нам. Вот вам пуд серебра , пуд меди ( скоблят ножем монету сначала серебряную затем медную в атянь шапка). Пусть оно пригодится вам.
Ну простите прадедушки-прабабушки, где угодили, где нет! Благословите нас на хорошее житье, на хлеба урожай, на размножение скота, преумножение рода нашего. Храните , оберегите , нас от всякого зла, и на ходу, и при лежании, и при вставании. Против злодея поднимите свои руки, отведите чары колдовские. Ну теперь поклонимся Творцу, матушке Инечи, предкам нашим! Все кланяются сначала перед столом прадедушек, затем перед столом прабабушек, говорят –Паз, чангодть! Творец, благослови!
Вся родня приступает к поминальной, праздничной трапезе. Потом проходит обряд обхода родни, в каждом доме хозяйка заранее готовит стол и угожает родню. Обойдя всю родню, все снова возвращаются в пуре кудо. Принося с собой по окороку, хозяин пурень кудо отрезает по ломтю от окороков, остальное возвращает владельцам. Из этих кусков завтра будет вариться кучемлянь ям ( суп, щи для проводов). В атянь чи (пн) , он называется кучемлянь чи ( день проводов предков) к обеду вновь весь род собирается в пурень кудо, хозяйка разливает всем кучемлянь ям, каждый мысленно приглашает предков отобедать с ними перед дальней дорогой. Ближе к вечеру отправляются на околицу провожать предков. Выносят постель предков, атянь шапку с деньгами и яйцами, ритуальные хлеба блины и другую выпечку, кадку с пуре. Впереди несут заженный атянь штатол. Здесь снова угощают предков, скоблят монету на дорогу. Произносят молитву ;- Инешкипаз, благослови! Прадедушки, прабабушки, ну , ступайте теперь, на свои места. Где угодили Вам, где нет-не сердитесь! Соберите, и вновь умерших, одни они дорогу не найдут. Прадедушка ( называется имя старшего из предков) , ты сам постарайся! Ступайте с богом! Творец, благослови! Все кланяются и мысленно провожают души предков в сторону кладбища. Дети катят крашенные яйца . чтобы умершим детям рода, было чем играть на том свете. Затем все допивают, доедают принесенные пуре и пищу, тихонько расходятся по домам. Родовую свечу заворачивают и отдают на хранение следующему хозяину двора, данного рода, где пройдет Атянь пуре озкс на будущий год.На деньги которые собрали в атянь шапку покупают сладости и раздают их на следующий день детям.
Буквально свеча предков, ритуальная свеча из воска, являющаяся основным элементом проведения любого религиозного обряда, делается она спиралеобразной. Каждый род имеет свою родовую свечу, так же в каждой семье есть своя ритуальная свеча. Самой большой свечой является свеча которая готовится на Раськень Озкс- Всеэрзянское моление, в старину она достигала весом до 40 пудов, называется она Пазонь штатол -свеча бога. Родовые свечи , Свеча Бога, хранятся в строжайшем секрете, потерять их большое несчастие, предвестник беды, родовая свеча зажигается только во время проведения молений, а так же в случае какого то несчастья или сильно заболевшего человека из данного рода. Свеча основной элемент проведения ритуалов. молений и обрядов в эрзянской этнической системе верований.После ритуалов молений свеча всегда омолаживается, новым воском, дабы она не потеряла свою силу. На Раськень озкс считается богоугодным делом жертвовать воск, всем эрзянам живущим на планете Земля.
Совет старейшин, который выбирается открыто на больших собраниях, съездах, из числа уважаемых заслуженных деятелей нации, которые затем на своем совете выбирают глав, Инязоров, решают другие наболевшие вопросы касающиеся ,как духовности так и общей ситуации, сложившейся вокруг эрзянского народа. Элемент демократии и эрзянского менталитета.
Сложносоставное эрзянское слово буквально означающее несозидающий(ая). А –отрицание+ шки- творить + Эри(три) –живущий(ая). Обычно так называли женщин и мужчин не имеющих детей (чаще как всегда женщин), людей и чему не способных вообще.
После весеннее-летних работ и хлопот, в эрзянских селениях с наступлением предзимья, устраиваются на подобие посиделок, в домах специально выбранных, снятых молодежью, кроме молодых людей на них приисутствуют наставники и наставницы. Которые знакомят молодежь с историей, обычаями, верованиями, традициями эрзянского народа. Мастерицы обучают девушек традиционному эрзянскому рукоделию (вышивка, ткачество, прядение, кулинарии) готовят девушек к взрослой жизни –замужеству. Парней естественно обучают мужским ремеслам, это резьба по дереву, это и умение готовить сбрую для лошадей, вырезать по дереву, мало ли что нужно уметь и знать будущему мужу, который должен содержать свою семью. Здесь учатся петь по эрзянски (многоголосие), естественно эти посиделки проходят с музыкальным сопровождением, парни состезаются в игре на национальных инструментах, нудеях, волынках, гуслях. Так же обучаются национальному танцу, о котором мы поведаем далее. Так же ставятся своего рода спектакли, с персонажами мифов, из жизни, с использованием масок, то есть здесь корни эрзянского национального театрального исскуства. Не тая обид, и злости друг-на друга, высмеиваются недостатки того или иного человека, этим самым как бы стремятся улучшить свой характер. Некоторые родители в старину отправляли своих детей в другие села к родственникам, для того что- бы, они могли познакомиться и с подобными посиделками в Аштем кудо в соседних селениях, может быть научиться еще чему небудь. В древние времена, так же молодежь знакомили с системой древнего эрзянского рунического письма, оно существовало ибо следы этого письма сохранились как на элементах вышивки, так и в предметах домашней утвари в виде отдельных знаков и символов, полнее мы расскажем в специальной главе о эрзянских рунах и методах передачи информации путем использования данных знаков и символов. На этих посиделках зараждается первая любовь между молодыми , которая очень часто со временем переходит в супружество. Одним словом Аштема Кудо это своего рода элемент высшего эрзянского университета жизни. Аштема кудо это подготовка, а может быть даже сама инициация (посвящение) во взрослую жизнь.
Буквально Белая лебедь, великая птица –символическое название божественной благодати, сила великого Духа. Более подробно можно почитать в эрзянском эпосе «Масторава» Аштиця баба-сыре баба, конатась вети калмамо коенть.