SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 20.11.2017, 18:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 171
Главная » 2007 » Июнь » 4 » ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ОЗКС _ВСЕЭРЗЯНСКОЕ МОЛЕНИЕ 2004-це ие год кода те ульнесь как это было
ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ОЗКС _ВСЕЭРЗЯНСКОЕ МОЛЕНИЕ 2004-це ие год кода те ульнесь как это было
22:13
Раскень озкс.

Что же это такое?
Итак, подробнее: на протяжении столетий, до насильственной
христианизации, у эрзянского народа существовал веками
выработанный обряд моления Озкс (от слова озномс-молиться),

,

уходящий корнями в глубокое прошлое. Бессилие земледельца
перед стихийными явлениями природы (ветра, засухи, града,
заморозков и т.п.), от которых зависела судьба и благополучие
людей, постоянная боязнь нищеты и смерти - вот что нашло своё
выражение в озксах эрзян. Предки, в честь которых устраивались
озксы, также, как и добрые духи, помогали, по представлениям
мордвы, своим потомкам. Этот древнейший обряд имел несколько
уровней проведения: велень озкс (сельское моление), раськень
озкс (родовое), общенародное. Каждый участник нёс с собой на
Раськень озкс горсть земли с места своего проживания, которая
высыпалась на курган -мар.
,
Общественное моление всегда совершалось за деревней у ручья
или родника, а так как в старое время леса обычно находились
близко к деревне, то моления происходили у опушки леса под
дубом, вязом, липой, берёзой или сосной, но осину и ель эрзяне
избегали. На общественных молениях для совершения обрядов и
чтения молитв каждый раз выбирались особые люди, обычно одни и
те же лица. Они назывались озкс-атями или инь-атями (ине
-великий, атя - старик). По большей части должность старшего
из них выполнял старший по летам житель прявт (голова). У
прявта волости хранились священные ковши, рычаги, пари
(кадки), жертвенные ножи и другая утварь, нужная для молений.
Он собой олицетворял мирскую власть над людьми: хранитель
общественной собственности, судья и представитель общины перед
правительством. Он же назначал и день молебствия. Ему первому
подавали кусок жертвенного мяса, первый ковш жертвенного пива,
он собирал людей на молитву и распускал их.
Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам,
их угощение преследовала цель приобрести расположение
божества. С этой целью на озксах произносились озномы -
молитвы.


Небольшой экскурс в историю:
Раськень озкс проводился в 30-40 лет один раз. До 1629 года
2-3 столетия Озкс эрзянского народа происходил в селе Чукалы
Большеигнатовского района. Здесь у родо-племенного памятника
(большого круглого камня), называемого "Озке уло", и проходили
моления.
Спустя 370 лет, 17 июля 1999 года в с. Чукалы опять состоялся
Раськень Озкс. Традиция проведения моления продолжается по сей
день. Подтверждение тому - 10 июля 2004 года.

Раськень Озкс 2004.
Уже с раннего утра сюда съехались эрзяне со всех эрзянских сёл
района, многочисленные гости не только из Республики Мордовия,
но и из других регионов России, ближнего и дальнего Зарубежья.

(Америка, Эстония и т.д.)
Примечателен тот факт, что не только не было забыто древнее
Народное Моление, но были воспроизведены с максимальной
точностью все его замечательные и крайне любопытные всем
собравшимся детали.
Раскень Озкс начинается с тревожного, протяжного сигнала
трубы. И вот от речки, здесь протекающей, по направлению Мара
не спеша идёт Озава, в руках которой яндава (родовая посуда) с
горящим родовым штатолом (свечой). Её сопровождают две
помощницы, в руках которых символы здоровья и долголетия - мёд
и большой каравай хлеба. И вот они на вершине Мара, где
величественно и гордо стоит поистине огромных размеров Штатол
(вес его 165 кг, высота 2м 10см, диаметр 30см). От родовой
свечи занимается пламя этой огромной Божественной (Пазонь)
штатол - символ надежды и воли. Подняв руки ладонями вверх,
Озава обращается с молитвой к Инешкипазу, делясь с ним об
ушедших в мир иной предках. Молитва эхом отзывается с уст
присутствующих здесь эрзян.
А потом "оживают" души тех, кому жизнью своей
и памятью обязаны эрзяне за то, что те в своё время
стояли у истоков нашей культуры, нашей жизни -
Тюштя, Пургаз, Алёна Арзамасская, Боляень Акай, Василь
Несмеян, Кузьма Алексеев, Василь Чапаев, А.П. Рябов, Степан
Эрьзя, Артур Моро, Серафима Люлякина, Дмитрий Надькин. Встреча
с представителями эрзянской нации закончена. Две девушки в
красивых, яркий национальных одеждах эрзян ведут к Мару
лошадь, запряжённую в соху. От оглобли к Штатолу протянута
лента, три цвета которой - чёрный, красный, белый - означают
связь земли с солнцем. По знаку Озавы пахарь сохой очерчивает
след по подножию Мара. Этот круг- граница между теми, кто
покоится в земле Мара, и теми, кто по другую его сторону -
живущими.
По заранее объявленному каждый пришедший на Озкс должен
принести с собой горстку земли, на которой он родился.
Приходит время этому ритуалу - все участники Озкса, идя друг
за другом вокруг Мара, высыпают принесённую с собой горсть
землицы, выражая тем самым преемственность поколений,
непрерывность связи между прошлым и будущим. Именно таким
путём выросла эта насыпь- Мар за те годы, когда эрзяне
приходили сюда на Моления.
Правда, осенью 2003 г., пришлось провести небольшую
реставрацию этого места - завезли около 1000 кубических метров
глины для разравнивания ям. Дай-та, Инешкипаз, сохранить этот
священный ритуал на многие-многие годы!
Обойдя Мар, люди берутся за руки и вереницей выходят на
примыкающую к Мару зелёную площадь. Озава останавливается, а
люди обвивают её, образуя символический живой Мар. Затем эти
живые нити разматываются. По-прежнему держась за руки, живая
цепочка выходит на склон холма и здесь образует шествие -
змейку. Эта "змейка" заканчивается общей эрзянской песней
"Вейсэ, эрзят, виевтяно".
Замечательно, что так называемая официальная часть - Атянь
Эзем (обычно такое в настоящее время проходит в первую
очередь, открывая какое-либо торжество, но только не у зрзян)
- начинается лишь после обращения-моления к природным силам.
Здесь обсуждаются насущные проблемы эрзян. Так было и в этот
раз. Затем проходит большой концерт, после которого все
присутствующие могут отведать эрзянский ритуальный обед.
В старину это мероприятие шло, как минимум, три дня. Приезжали
не только семьями, а целыми родовыми кланами на своих
повозках, с постелью и утварью. Спортивные и песенные
соревнования могли продолжаться по нескольку дней. Здесь
знакомились, завязывали отношения, заключались торговые и
брачные сделки.
Этот праздник символизировал преемственность поколений,
непрерывность связи между прошлым и будущим. Радостно, что
современники-эрзяне поддерживают эту хрупкую нить времени,
понимая - позабыть древние национальные корни значит утратить
своё настоящее самосознание - гордое имя "эрзя".

События Раськень Озкс 2004.
Отметим присутствие на Озксах людей, занимающих руководящие
посты в правительстве и районах республики. В частности, мы
заметили Старцева Алексея Николаевича - руководителя
Рузаевского района, который щедро поделился с нами праздничным
настроением и поздравил нас с, наконец-то, с отличной погодой:
безоблачным небом и вновь появившемся солнцем.
Новостью и приятной неожиданностью на Раскень Озкс 2004 года
был приезд на эрзянский праздник Главы Республики Мордовия
Меркушкина Николая Ивановича. Хоть и приглашали его, но не
были уверены, что у Главы выберется свободная минутка и он
посетит Моление. В который раз Николай Иванович оставил о себе
наилучшее впечатление как уверенный руководитель и мудрый
правитель своей республики. Хочется сказать несколько лестных,
но искренних слов в его адрес: несмотря на тридцатиградусную
жару он выслушал всех выступавших на Атянь Азем, как и местных
представителей эрзянского народа так и посетивших праздник
гостей. Более того, Николай Иванович даже не оставил без
внимания и поддержки ни одной личной просьбы, проявив себя
заботливым предводителем своего мордовского народа. Осталось
только быть уверенными, что просьбы обратившихся к нему в это
день людей, будут удовлетворены и выполнены его окружением,
как и обещалось.
Народ дружно поддерживал выступавших, оживлённо обсуждая между
собой то или иное выступление. Проблемы эрзянского народа, в
частности изучения эрзянского языка, развитие национальной
культуры, никого не оставили равнодушными, заинтересованность
и поддержка, как со стороны ораторов Атянь Эзема, так и со
стороны слушавшего их народа была на лицо.
Было прилюдно зачитано Обращение СОВЕТА СТАРЕЙШИН ЭРЗЯН
(Эрзянь Атянь Эзем) к IV Конгрессу финно-угорских народов и
финно-угорской общественности. Причем каждый любопытствующий
мог получить копию текста Обращения на руки.
Поддерживая эту хорошую идею, мы на нашем фолк-портале
предоставляем и вам такую возможность - прочитать и обсудить
несколько важных документов Раськень Озкса 2004. Свои
соображения, впечатления и идеи пишите нам на наш сайт или
мне, Анжелике Спиркиной, на e-mail: erzya@yandex.ru
С нетерпением жду ваших писем.

Немного о грустном:
Впрочем, промахов в этот раз было немного. Заметим, народ
после самих молений и официальной части явно ожидал красочного
концерта. Увы, расслабиться полностью, людям не удалось -
выступали единицы и как в прежние века пели без
муз.сопровождения. Между тем Мордовия богата профессиональными
музыкальными коллективами и солистами, вспомним к примеру
государственную мордовскую филармонию. Впрочем желающие спеть
и порадовать своим выступлением были - гости из Москвы,
исполняющие авторские эстрадно-фольклорные композиции на
родном языке эрзи, но как выяснилось не нашлось нужного муз.
оборудования (простейшего проигрывателя CD) на месте.
Отсутствие такого казалось бы пустяка и артистов уже из самой
Мордовии урезало долгожданный праздничный концерт до
постыдного минимума, предоставив в распоряжение говорившим
дополнительное время. А внимание многих было приковано к вдруг
начавшейся головной боли и усталости, навалившимися то ли от
однотипности происходящего, то ли от, действительно,
невероятно жаркой погоды.

В заключение.
В целом праздник оставил светлое чувство и предчувствие добрых
перемен и надежд. Те, кто был впервые на таком событии,
восхищенно делились своими впечатлениями. Воспоминаний об
Раськень Озксе хватит не на один год, это уж точно!
Да, такие праздники должны быть, они дают осознать себя
частичкой рода - племени, дают смысл жизни, пробуждают интерес
к истории и культуре своего народа, дарят встречи и общение с
друзьями. Тем более приятно сознавать, что такое событие не
остаётся незамеченным и не поддержанным организационно и
финансово самим руководством нашей любимой Республики
Мордовия.

Вейсэ, эрзят, виевтяно!

Вирев молян, (2-ксть)
Чувто керян, (2-ксть)
Сока теян.
Сока теян, (2-ксть)
Пакся сокан, (2-ксть)
Кансть мон видян.
Кансть мон видян, (2-ксть)
Коцтке кодан, (2-ксть)
Панар викшнян.
Панар викшнян, (2-ксть)
Кужов лисян, (2-ксть)
Эрзят тердян.
Садо, эрзят, (2-ксть)
Садо, ялгат, вейсэнь моро
Моратано .
Вейсэнь моро, (2-ксть)
Моратано,
Вейсэ, эрзят, мазыйтяно.
Вейсэ, эрзят (2-ксть)
Мазыйтяно,
Вейсэ, эрзят, виевтяно!

В статье были использованы материалы из дайджеста "Раськень
Озкса" (Большеигнатовская центральная библиотека),
опубликованы документы: "Обращение Совета Старейшин Эрзян
(Эрзянь Атянь Эзем) к IV Конгрессу финно-угорских народов и
финно-угорской общественности", Декларация "Об официальном
названии эрзянского народа"; а также эрзянская народная песня
"Вейсэ,эрзят, виевтяно!"

Просмотров: 855 | Добавил: unknow | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2017