//erzyany-rasyke.ucoz.ru/
ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI
Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir.
Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır.
İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!
<b> Буртасы глазами арабских путешественников Арабы знали несколько племен мордвы, но сведения оставили лишь о двух самых многочисленных племенах – эрзе и мокше. А так как мордва-мокшане жили ближе к Каспийскому морю – исходной точке арабских путешественников, то они и получили известность раньше эрзи. Известны они были под именем «Буртас» или «Бурдасть», каковое название есть не что иное, как переделанное на арабский лад имя «мордва». Начальная буква «м» по свойству восточно-турецких наречий изменилась в «б», откуда и получилось «Бард» вместо «морд» (Сн: такой переход буквы «м» в «б» не чужд и индоевропейским наречиям). В летописи Нестора встречается (под 986 год), например, такое выраждение: «Прiидоша Болъгары вры Бохмичъ», вместо Мохъмичъ. В причитаниях Северного края (по сборнику Барсона) часто встречается «блада» вместо «млада». Что же касается чтения «Буртасъ» вместо «Бордасъ», то подобный переход «о» в «у» весьма часто встречается в восточных наречиях. В подтверждение этого достаточно указать на чтение «Булгар» у Арабов вместо нашего «Болгар» Нынешнее же название «Мокшане» может быть и было известно Арабам, но не употреблялось ими, как название туземное. Кроме того, присвоение мокшанам общего имени «мордва» объясняется ещё и тем, что Арабы причисляли эрзю, как увидим ниже, к русским племенам. О более раннем знакомстве Арабов с мокшанами или Буртасами свидетельствуют и записи их историков, где известия о буртасах встречаются гораздо раньше, чем об Эрзе. Первый упомянул о них Аль-Кальби, живший в конце VIII и начале IX в.в. Перечисляя потомков Иофеста (Иофота), он в числе других народов упоминает о буртасах, не говоря, впрочем, ничего о том, где и как жил этот народ. Историк Аль-Масуди (писавший в 20-50 годах X в.) сообщает, что земля Буртас прилегала одной стороной к Волге (Гаркави). Более подробные сведения о стране Буртас дает Ибнъ-Дастъ, писавший свою историю в 30-х годах X столетия. Согласно его описанию, земля Буртас, или как он называет, - Бурдасъ – лежала между хазарскими и болгарскими владениями на расстоянии 15 дневного пути от Итиля и 3-х дневного – от болгарских владений. Как с хазарами, так и с болгарами буртасы жили в непосредственном соседстве, а страна их простиралась как в длину, так и в ширину на 17 дней пути (Хвольсон). Эти показания Ибн-Даста вполне совпадали с сказаниями историков Истархи и Эль-Балки, писавших тоже в половине X в. Разница только в том, в что Истархи определяет длину Буртасской земли, равно как и расстояние её от Итиля в 20 дней пути (Гаркави). Руководствуясь приведенными указаниями, можно составить довольно точное представление о территории, принадлежавшей некогда Буртасам. Прежде всего должно заметить, что они жили на правом берегу Волги. Доказательством этого служит свидетельство Конст. Багрянородного: от владений Печенегов, обитавших на севере от Черного моря, едва ли можно было пройти в 10 дней пути за Волгу. Далее, по свидетельству Ибн-Даста и Истархи, владения Буртас находились на расстоянии 15-20 дней пути от Итиля. Считал дневной переход – «мирхаль», как назвали Арабы, за 30-35 верст, получаем более 500 верст (но это путь с обходами болот, топей), по прямой линии расстояние нужно считать гораздо менее. Границ, точно обозначенных владение, того или другого народа, в то время, конечно, не существовало. Буртасы могли свободно заходить во владения Хазар, рано как и последние могли свободно кочевать на земле Буртас… Поэтому южную границу Буртасских владений нужно предполагать где-нибудь в половине нынешней Саратовской губернии, что касается северной границы, то её должно искать в 17 днях пути к северу, то есть приблизительно немного севернее Краснослободска Пензенской губернии. На востоке границею по свидетельству Масуди служила Волга, западную границу должны, следовательно, искать в 17 днях пути к Западу от Волги, что приводит к реке Цнъ. Таким образом, земля Буртас занимала, в общем, часть Саратовской, Пензенской, Симбирском и Казанской губернии. В настоящее время мокшане не занимают, конечно, и трети этой обширной территории. Область их поселений ограничивается теперь почти исключительно бассейном реки Мокши, да и то не на всем её протяжении . С юга из Саратовской губернии и даже из южной части Пензенской – мордва – мокшане вытеснены русскими. На северо-востоке часть их выделилась в самостоятельное племя Черемис. В Симбирской губернии мокшане смешались с тюркскими племенами и образовали новое племя чуваш, и доныне живущих в местах, сохранивших имя «Буртас». Арабский писатель Якут в своем географическом словаре описывает г.Буртас, где имелись якобы две мечети, 10 тыс. жителей, часть их исповедала мусульманскую веру. Но Хвольсон совершенно не согласен с этим. Дело в том, что описание г.Буртас, заимствованные якутом у историка Эль-Балхи, совпадало как раз с описанием Эль-Балхи города Булгар. Якут сделал неправильное разделение слов в рассказе Эль-Балхи и отнес к Буртасу все то, что говорится о Булгарах. Это подтверждается ещё сообщением того же Эль-Балхит, что Буртасы имели деревянные дома и жили рассеянно, т.е. по мнению Хвольсона, не имели городов и больших селений. Вполне возможно предположить, что на месте одного из подобных селений и возник впоследствии нынешний Мокшан. К.Прокаев Источники: ж. «Пензенские губернские ведомости» №№ 148, 149, 150, 152 за 1898 год. А.Я.Гаркави «Сказания мусульманских писателей о славянах и Руссах». Сочинения арабского историка половины X в. Ибнъ-Даста; «Известия о Хазарах, Болгарах, Буртасах, Мадьярах, славянах и Руссах Ибн-Даста». П.С.Савельев «Мухамеданская нумизматика в отношении к русской истории»