b>КРЕЩЕНИЕ МОРДВЫ Освящение церкви в Жуковке. Зубово-Полянский район, 2005 г. Фото С.
Шевченко.Первый российский полит-эконом — Иван Тихонович Посошков, —
размышляя го-сударственно, предлагал в от-ношении мордвы проводить
следующую политику: «А чаю не худо указ послать и в Ни-зовые городы,
чтобы и у мор-двы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и
насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится; по-тому что к ним
паче русских деревень, приезжая солдаты, и приставы, и подъячий
ово-
гда с указом, овоща ж и без указа, и чинят, что хотят, потому что они люди
безграмотные и беззаступные. И того ради всякий их изобижает, и чего
никог-да в указе не бывало, того с них спрашивают и правежем правят. А
егда дети их научаться грамоте, то грамотные будут у них владетельми, и
по-прежне-му в обиду их уже не дадут и будут свою братью от всяких
напрасных нападок оберегать. А иные, выучась грамоте, познают святую
христианскую веру, воз-желают и креститися, то тии грамотники мало по малу
иных свою братью к христианской вере приводить будут».
Следует сказать, что методы христианизации, которые в предшествующий
пери-од применялись в крае, носили ярко выраженный насильственный
характер, что естественно вызывало негативную реакцию народа, отразившуюся
в песне :
Крещение идет
На сером коне,
Я увидела — испугалась,
Под овчином спряталась.
Под овчином козел.
Ногами стучит,
Бородой трясет.
Крещение идет.
Насильственный характер крещения вызывал не только устный протест,
но и реаль-ное противодействие. В 1573 году мордва изгнала со своих
земель монахов Шацкого Че-рнеева Николаевского мо-настыря. В 1595
году монахи Пурдошского (Пурдышевс-кого) монастыря жаловались на
притеснения со стороны местного мордовского и тата-рского населения
: «... чинят монастырю обиду и насиль-ство великое и хрестьянской
вере поругаются, на монас-тырь палками бросают ... и огнем под
монастырь прихо-дят и сжечь хотят ...» В
1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке
«мордву, и татар в святое крещение приводити».
Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Неслучайно
одна из героинь устного народного творчества Мамилька, сидящая в
москов-ском остроге «за мордовскую веру, за мордовские законы» советует
своей сестре :
Не ездь, сестрица, не ездь, Ялгавка,
В божью церковь
Русским богам молиться.
Я вчера до вечера стояла,
В русском моленье толку не нашла :
Все липовые образа.
Они не милуют меня.
В остроге вот полтора года сижу,
Никуда не выхожу,
Свою веру не меняй,
Свои мордовские законы не нарушай !
А другая героиня фольклора, Сырява, отвечает отказом сызранскому воеводе,
который приказывает отречься от своего национального костюма и креститься
:
Я не скину хвосты,
Не надену кресты.
Примечание : под хвостами понимается "пулай" —
мордовское поясное украшение.
Потерпев неудачу с быстрой христианизацией народа, правительство и его
мест-ные органы усилили нажим на мордовскую и татарскую знать края.
Местным феодалам было что терять, и чаще всего они принимали новую веру
под страхом попасть в немилость, а то и под прямые репрессии : " ... А
буде они не крестят-ся, — и им сказать, что они сосланы будут в Богороцкой
на пашню" (из отпис-ки Темниковского воеводы Николая Спафария в Москву).
Строительство монастыря. Миниатюра конца XVI века.Постепенно в крае
возводятся монастыри : Шац-кий Чернеев Николаевский (1573),
Пурдышевс-кий (1573), Краснослободский Спасо-Пребра-женский (1652),
Санаксарский (1659) и другие.
В Петровскую же эпоху, которая породила не только воинов и
флотоводцев, дипломатов и за-водчиков, но и просветителей типа Ивана
Посош-кова, процесс христианизации стал более утон-чённым. Призыв
Посошкова обучать мордву гра-моте созвучен устремлениям последующих
поко-лений российских гуманистов.
Идеи, волновавшие И. Т. Посошкова, буквально «витали в воздухе».
В феврале 1723 года в Свя-
тейший синод обратился подканцелярист Починковской конторы поташных дел
Василий Симонов. Он предложил проект обучения мордвы русской грамо-те. В
своём доношении в синод он писал : «Всепокорно молю ... дабы его
импера-торского величества указом и по благословению Святейшего
Правительствую-щего синода повелено было на оные призрить светом и извести
омраченные сле-потою неверием, чтобы просветить книжным учением мордовских
детей, ко-торые породилися от крещеных и от некрещёных. И егда познают
писание, и в нём уразумеют истинного Бога, тогда самовольно обратятся ко
крещению, об-ратят же и протчих к вере христианской ...»
Дамаскин — один из наиболее известных крестителей мордвы.Проект
Симонова не был осуществлен, как, впрочем, и проект Посошкова.
Государствен-ным и церковным властям пришелся не по душе их
демократизм, однако сам факт существования подобных предложений
говорил о многом. Он свидетельствовал о том, что в русском обществе
вызревает тенденция мирной христианизации мордвы, тенденция
ненасильственного утверж-дения «веры христовой» в мордовском крае.
Она начинает просматриваться и в действиях правительства, которое
понимает, что насилие порождает ответное насилие. Опыт XVII века с
массовыми выступлениями мордовских кресть-ян, убийство митрополита
рязанского Мисаила, погромы монастырей — свидетельства тому.
С начала XVIII века правительство начинает проводить политику «кнута и
пря-ника». Уже в мае 1681 года царь Фёдор Алексеевич обратился к мордве с
ука-зом, в котором призывал, «поискав благочистивыя христианския веры
греческо-го закона, крестились все, а как они крестятся и им во всяких
податях дано бу-дет льготы на шесть лет, а буде они креститься не похотят,
и им сказать, что они будут отданы в поместья и вотчины»
Петр I и его преемники продолжили эту традицию. В 1720 году новокрещёнам
(так называли принявших христианскую веру мордовских крестьян) были даны
льготы на три года, «дабы тем придать к восприятию веры греческого закона
лучшую охоту». В ноябре 1722 года Петр I писал казанскому губернатору :
«... ко-торые из басурман крестились, в службу не бери, и которые взяты и
ныне обре-таются ещё в Казанском гарнизоне, и оных отпусти в