SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 23.12.2024, 03:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 172
Главная » 2007 » Май » 5 » РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ЭРЗИ И МОКШИ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ЭРЗИ И МОКШИ
11:34
<b>Эрзянская и мокшанские культуры и верования
По материалам трудов Мельникова Печерского и исторического романа
К.Абрамова
« Пургаз»
.
В 19-м веке описанием эрзянской и мокшанской культур занимался Павел
Иванович
Мельников,

который в первой половине века учился на словесном факультете Казанского
Университета.
Исторически финно-угорские мордовские племена делились на две основные
народности: мокша и эрзя.
В последнюю группу входили племена каратаев, терюханов и шокша.
(Возможно, название татарской деревни Карат, что в Туймазинском районе
Башкортостана, происходит именно от племени каратаев).
Эрзянам и мокшанам принадлежали широкие территории и, даже во времена
Ивана
Грозного, город Арзамас. (В современной Республике Мордовия из татар
живут в основном так называемые мишари. У многих их них фамилия –
Мангутов, что свидетельствует об их происхождении от ногайского племени
мангыт. Темниковские татары ведут свою родословную от знаменитого эмира
Идегея. Село Сюндюково населяют потомки знаменитого эмира).
У эрзян и мокшан был развит культ предков, что сближает верования мордвы с

японским синто.
«Юртова» у эрзян " Юрхтава" – это хозяйка домашнего (по-татарски юрт, йорт
– дом,
юрта) очага, хозяйства.
Пакся-патяй – богиня огородов и лугов (бакча, бахче – по-татарски -
сад).
На эрзянской свадьбе женихов поезд объезжают по солнцу три раза.
А отец жениха, прежде чем садиться в телегу, кланяется в землю в сторону
Востока.
Как и на татарской свадьбе, на эрзянской свадьбе невесте
показывают путь к воде, во время прохождения которого невеста,
приветствуя, кланяется всем встречным. Существует и такой обычай, когда
эрзянская невеста, подобно мишаро-татарской и казанско-татарской,
причитает, плачет.
В конце декабря эрзянские и мокшанские девушки устраивают святочные
гадания, когда
пытаются, подобно татарским девушкам во время Нардугана, узнать о
будущем суженом.
Царизм и православная церковь при помощи политики «кнута и пряника»
насаждали христианство, и эрзянам и мокшанам приходилось оказывать
вооруженное
сопротивление миссионерам, громить монастыри и церкви, защищая свою
религию, духовные ценности .
Интересно то, что даже в конце 17-го века эрзяне и мокшане активно
использовала в
качестве оружия луки и стрелы.
Опасаясь крестьянских волнений в 17-м веке, царское правительство
запретило кузнечество у татар, мари, чувашей, удмуртов, мокши и эрзи, что
явилось ударом и по ювелирному искусству тюркоязычных и финно-угров.
Эрзяне и мокшане верят в Единого Верховного Бога Инешкипаза, от которого
зависит весь мир,
приносили жертвы и под своими священными деревьями и обращались с
молениями к созданиям Божьим – Солнцу и Луне.
Окупация эрзянских и мокшанских земель Московией и его христианскими
миссионерами :
- драматический почти 500 летний период, в истори эрзян и мокшан.
есче в 13 веке Владимиро _Суздальские князья захватили эрзянский город
Обранош (Ныне Нижний Новгород)
Эрзянь Мастор подвергалась почти ежегодным нападениям войск русских
князей.
Пургас ( эрзянский-Инязор) был выдающимся полководцем государственным
деятелем,
Он наладил прекрасные отношения с Волжской Булгарией, вместе с Волжскими
Булгарами предками татар
вместе защищали независимость Эрзянь Мастор и Волжской Булгарии, как от
набегов
русских дружин так и разбили 60 000 войско монгол на реке кондурча,
которые возвращаясь с победой на реке Калке, решили напасть на Волжскую
Булгарию, но вынуждены были отступить перед булгарами и эрзянами.
Ну последующие нападения руско-половецко-мокшанских войск с запада и
монгольских
Завоевателей с востока, к сожалению уничтожили Эрзянское и Булгарское
государство.
( Об этом описывается в книге Кузьмы Абрамова «Пургаз»
Об насильственной христианизации эрзян и мокшан а также о противостоянию
эрзян и мокшан этому читайте в наших следующих материалах на нашем сайте.

Алтайское племя кыпчаков и в 20-м веке боготворило свое священное дерево
– березу.
Возле Березы – Акша келу , Килей озкскс, п проводили озксы эрзяне и
мокшане. В разных вариантах Репешти киремети существовали у финно-угорских
и тюркоязычных
народов, на них проводились моления и жертвоприношения.
Киремети-Репешти у эрзян и мокшан были четырехсторонними – как и у чувашей

огороженными плетнями и высоким тыном. Киреметь _Репештя обычно имела трое
ворот,
обращенных на восток, юг и север.
С западной стороны врывалось три столба – юба (не исключено, что этот
термин связан с тюркским и монгольским уба, оба, ова и т. д.) – где
закалывались, приносились в жертву овцы, быки и лошади.
Эрзяне и мокшане употребляли в пищу и конину, однако после соприкосновения
и насильственной христианизации перестала ее употреблять.
Главный жрецом на молениях у древних гуннов и волжских булгаров
являлся Баш-ата, о чем подсказывает название Главного у эрзян
жреца: Озатя. Жрица Озава –Сырьжа
.

Просмотров: 1608 | Добавил: unknow | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024