В ноябре 2006 года исполняется всемирно известному скульптору С. Эрьзе
(Нефедову).Уроженцу села Баево Ардатовского района(Баева Веле Ардат буе
Эрзянь-Мокшонь мастор) Р.Мордовия (8. 11. 1876-24.11.1959г.). Сегодняшний
мой пост посвящен периоду творчества С.эрьзи в г. Баку Азербайджан. Assaljamu Aleykuma Azerbaydzanim. Salam Bakichilar. Schumbratado!
Meljvanoma Bakunj erizjat dy azerbaydzanonj jalqat!
В Азербайджане проживает около 1000 эрзян. Материалы любезно
предоставлены сотрудниками Госархива Азербайджана летом 2006 года в
период моего отдыха в Баку. С. Эрьзя творил в этом прекрасном городе
1923-1925 годах. Где создал Произведения Монументально-Монументальной
скульптуры по оформлению Дома центрального Правления Азербайджанского
Союза Горняков . Ныне Дом композиторов на площади Azatlyk –Свободы .Вот
что писали газеты того времени.
«Сабунчи» Труд 1925. 10 февраль.
У самых Сабунчей есть скала. Она носит название Степана Разина. Говорят
что когда-то у его подножия плескалось море и Степан Разин на вершине
ее разбивал бивуак. Теперь здесь находится поселок городского типа
Сабунчи. В планах у С.Эрьзи была идея воссоздать из скалы монумент в
честь революции.
« Бакинский рабочий» от 10 июля 1925 года.
На площади Азатлык Дом Центрального правления Азербайджанского союза
горняков украсился целым рядом статуй работ известного художника
скульптора С.Эрьзи. Говорить о творчестве художника не приходится. Это
совершенно самобытный талант, вышедший из простой эрзянской семьи и
умеющий в глине, в дереве, в массе из металлических стружек , в камне
изобразить такую силу, человеческих переживаний, такую экспрессию и
выразительность, какой не найдешь зачастую у прославленных художников в
мраморе.
На коньке крыши две фигуры : русского и азербайджанского рабочих. Русский
свободным жестом руки показывает на восток. Азербайджанец близко
подвинулся к товарищу и весь как бы впился взором в этот близкий ему
Восток. Сзади них свободные складки знамени , на котором по русски и
азербайджански написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» По углам
здания, на крыше же- по группе бурильщиков. Две фигуры над буром
сосредоточенно ., напрягая всю свою силу рук и тела, твердо упершись
ногами в землю. Как бы врастая в нее, вверчивают они бур внедра земли,
откуда забьет скоро фонтаном черное золото. Под первой группой стоящей на
фоне знамени, на фронтоне большой горельеф . изображает двух рабочих,
навинчивающих трубу. Наконец ниже . на балконе , по обоим его сторонам
–две мощные статуи : молотобоец и кузнец. В первом воплотилась
несокрушимая физическая сила.во втором –мысль , точный расчет в выполнении
работы..Эти фигуры , ниже первых поставленные и поэтому более доступные
взору, производят неизгладимое впечатление.
На лестнице в нише, высится монументальный тартальщик. Желонка опустилась
в низ, в недра земли, и наполняется нефтью. Надо не зевать . не дать ей
застрять . Нажим на рычаг и обратный ход барабану . Фигура рабочего
изображает уже не физическую силу, а напряженное внимание всего тела. Все
эти фигуры не из мрамора а из железных стружек и меди спаянных
кислотой. С.Д. Эрьзя уезжает из Баку. Жаль , что не сумели за 2 года его
пребывания здесь широко использовать этого мощного художника. Надеемся
, что он скоро вернется сюда опять , и на этот раз мы используем его в
новом строительстве нашего любимого города Баку. К сожалению С.Эрьзе не довелось вновь украсить своими произведениями этот
славный и чудесный город. В следствии начавшихся репрессий и гонений
скульптор вынужден был эмигрировать заграницу Аргентину в Буэнос-Айрес ,
где жил с 1927 по 1950 года.