//erzyany-rasyke.ucoz.ru/
ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI
Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir.
Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır.
İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!
<b>2006Тюркские веровния и магия @ 08:37 Мельванома оят! Таго макстано тенк А.Галимзяновонь содамоенкснесте вейкенть"Тюркань раськетнень Кезерень Пазне кемемаст ды шкинема коест иласт! Уважаемые посетители сайта предлагаем вам есче одну статью Айрат абый Галимзянова опубликованную в газете"Татарские края-Татар иле-Татаронь ёнкст"
Тюркское почитание верховного Божества - Неба - Тенгри (Тангра, Тангьыр и т.п.) сохранившись, дошло до современных тюркских племен через гуннскую эпоху.
Его имя тувинцы произносили как дээр, хакасы - тигир, шорцы - тегри, полинезийцы -тангароа, якуты -тангара (таныр), шумеры - dingir, чуваши - тура, караимы - тары, татары и башкиры - тэнре, турки - танры, азербайджанцы - танры и т. д. Верховный бог тюркского пантеона, которого балкарцы и карачаевцы называли "Уллу Тейри"(Олы Тэнри - по-татарски), руководил ходом всей жизни, давал счастье и посылал беды, невзгоды и наказания, управлял погодой, громом, молнией, ветром и дождем, обеспечивал богатые урожаи, хороший приплод скота и т.д. У предков казанских татар Верховному Тенгри подчинялись еще 16 помощников. В жертву Небу-Тенгри приносили баранов, коней и других животных, это сопровождалось возлияниями кумыса, айрана, молока, мясного бульона (шорпа, шулпа, чорба). Из тюрков - бельтиры, алтайцы, тувинцы, качинцы - даже в начале двадцатого столетия устраивали специальные моления Небу - Тенгри. Тюрки появляющуюся на небе радугу воспринимали как "пояс Неба", "пояс Тенгри", "меч Тенгри": у хакасов - "тигир куры", у алтайцев - "тэнэрэ куры" и т.д. При виде первой весенней радуги балкарцы и карачаевцы молились и просили благополучия. Даже в современной Турции в провинции Малатья при первых звуках грома турки по больным местам проводили чем-нибудь металлическим -дабы избавиться от болезней. Почитание священных гор, характерное для древних тюрков, было и у хакасов, и у алтайцев, и у тувинцев, и у шорцев. Для тувинцев "Отюкен" - хребет в Верховьях Большого Енисея - считался женским божеством (возможно, вследствие тюркского матриархата), у тюрков Второго Каганата он считался родиной и покровителем, там же у них располагался политический центр и ставки. Уйгурам и саларам обязана своим названием тянь-шаньская гора высотой 6595 метров - гора "Хан Тенгри". Кыргызы центром своего этногенеза считают Притяньшанье - ТЕНИР-ТОО. Среди всех групп сибирских татар и тувинцев существует древний обычай почитания огня, так например, запрещается плевать на огонь, Огонь также рассматривался как очищающее средство, поэтому во время эпидемий и т.п. сибирские татары прыгали через огонь. Гагаузы, алтайцы, чуваши, булгары, кумыки и другие тюркские народы совершают различные магические обряды при первой в году молнии. Балкаро-карачаевцы, как и другие тюрки, зажигают при этом большие костры и прыгают через них. Поклонение молнии у крымских татар выражалось в проводимых вокруг костра играх и прыганиях через огонь. Бельтиры и качинцы во время проводимого летом праздника "Тигр тайи", который сопровождается жертвоприношением (баранов), на горе возле священных берез разжигают два больших костра, на один из которых плещут несколько капель араки. В призваниях алтайских шаманов "кут" встречается в значении духа. Понятие "кут" ("кот") есть и у казахов, башкир, казанских татар. В понятии тувинцев "кут" - душа, положительная жизнетворная сила, в то время как у якутов "кут" одна из душ. У теленгитов и сибирских татар сохранилось верование в преследующий древнетюркский дух Натигай (Нацагай), который проявляется в виде зигзагообразной молнии, сопровождаемой сильным громом. Тюрки-кыпчаки также верили в Натигай, о чем сообщал и итальянский путешественник Марко Поло. Магия тюрков касалась так же и растений. Поволжские и сибирские татары и алтайцы считали, что рябина и можжевельник обладают магической силой. У сибирских татар почитаемыми Деревьями были береза, сосна, отличавшиеся большой высотой и т.д., у балкарцев же и карачаевцев - большие одинокие сосны, дикие груши. В северном Дагестане, недалеко от Варочана, бывшей столицы гуннов, стоял огромный дуб, который гунны считали священным. Кстати, американские индейцы также поклонялись дубу. Карачаевцы младенца, у которого еще не прорезались первые зубы, не подносили близко к зеркалу и не поднимали его выше человеческого роста. Молодую предупреждали о том, чтобы она не оставляла детское белье на ночь во дворе. Обычно первую собственную рубашку и волосы от первой стрижки младенца хранили до возмужания. Первые волосы ребенка стригли до того, как ему исполнялся год. Для предохранения волос от сглаза проводили магическое действие, при котором к волосам на висках прикрепляли комочки теста или пчелиного воска. Для снятия порчи заставляли ребенка смотреть на проточную воду - Кубань. Тюрки-кыргызы также при любых заболеваниях лечили водой и, если у этого недуга есть хозяин, прибегали наряду с лечением к шаманизму, ясновидению... От некоторых обдавали больного паром (подносили к лицу различные раскаленные железные предметы и окатывали водой), потом били чашей по ведрам и несколько дней поили водой ( журнал "ТЮРКСКИЙ МИР", №1,. 1991, апрель, г.Баку, статья "Из древней истории киргизов", автора Белека Султанбекова, стр. 36).У карачаевцев бесплодным женщинам натощак предлагали пить воду, принесенную в ночь на новолуние кем-либо из первородных мужчин из желоба мельницы, расположенной у семи дорог; при бесплодии так же к ветвям почитавшихся деревьев привязывали лоскутки материи от одежды мужчины или женщины". Местные муллы-эфенди считались специалистами и по лечению душевных заболеваний, они брали воду из девяти родников, клали туда "курум", сажу от очага, и давали пить." Среди карачаевских эфенди встречались турки, казанские татары, дагестанцы" ("КАРАЧАЕВЦЫ", стр. 272). Эфенди-муллы применяли и доисламские исконно тюркские магические действия. У карачаевцев магия слова и надписи занимала очень важное место. С термином Тенгри возможно, связано происхождение японского духа гор и лесов - "Тенгу". Г.Д.Давлетшин (Домонгольский период Х- нач. XIII вв., Казань, 1990, стр.58) "По представлению булгар, даже цвет Тенгре (голубой, белый, светлый) имел оберегающую силу". Древними тюрками также почиталось божество "Йер -Су" (Земли и Воды), это сохранилось даже у тюрков, принявших ислам, так у кыргызов это - "Жер-Суу". Умай - женское божество, которое упоминается и в древнетюркских рунических надписях. Умай до сих пор почитается и у шаманистов Алтая. У среднеазиатских киргизов ребенка с родимыми пятнами считали счастливым, ибо это - "следы Умай". В честь тюркского вождя Тоньюкука появилась руническая надпись "Небо (т.е. Тенгри"), богиня Умай, священная Родина ("Йер-Су") - они даровали нам победу". Почитание Умай (Ымай) существовало у телеутов, бельтиров, качинцев, сагайцев, кумандинцев, шорцев, черневых татар (северных алтайцев). И плюс к тому же, тувинцы, бельтиры, сагайцы и шорцы знали также и "Кара Умай". Шаманы у телеутов, хакасов, обращаясь к "Умай", призывали ее как огонь; у киргизов культ огня иногда сливается с культом покровительницы детей Умай. До сих пор у киргизов сохранилось выражение "Да поможет тебе матерь Умай!" Изучая культуру и быт кочевников Юго-Восточной Европы 8-9 веков, С.А.Плетнева выделила целый ряд языческих амулетов, отражающих и мировоззрение. Среди них особенно интересны связанные с культом Тенгри и Солнца (кстати, ворота сельских домов казанских татар часто украшаются символическим изображением Солнца). Так же в поверьях и обычаях тюрков мы находим и почитание Воды. Алтайцы, например, верили, что существует Дух-Хозяин Воды "Суу-Эззи", в жертву которому они приносили коня. У крымских татар с наступлением сумерек не принято набирать воду из колодца, а если возникла неотложная необходимость, то, прежде чем набрать воду, спрашивали разрешения у Хозяина Воды. Крымские татары верили также в "сув анасы" (мать воды); балкарцы ее называли "суу анасы", казанские татары - "су анасы" и т.д.В памяти сибирских татар, несмотря на ислам, сохраняется представление о древнетюркском божестве Умай (Ымай). В представлении сибирских тарских татар Умай - это духовное начало, находящееся в человеке и поддерживающее его физические и духовные силы; а шорские и тобольские татары понятие Умай отождествляли и с пуповиной ребенка; в древнетюркском же языке понятие "Умай" имело следующие значения:1) послед, детское место, чрево матери; 2)имя самой богини. Тарские татары считают, что Умай находится в теле человека всю жизнь. По мнению же кумандинцев Умай появляется вместе с зарождением ребенка в утробе матери и охраняет младенца и после рождения, и в детском возрасте, и в течении всей жизни. Бельтиры Аскизского района Хакасии словом "Умай" называли душу ребенка примерно до трех лет (интересно, что до трехлетнего возраста в японских семьях "не обращают" внимания на действия ребенка, и лишь начиная с трех лет берутся за его обучение и воспитание), а начиная с трех лет, душа человека уже именовалась "кут". Сибирские татары против болезней, злых духов, молний и грома носили амулеты из медвежьих "клыков и когтей; красоту же и здоровье девушек, берегли разноцветными лентами и бусами, а против сглаза детей ставили на лбу ребенка пятно сажи. "Обереги" сибирских татар чаще всего голубого цвета: шарообразные стеклянные пуговицы, кристаллы медного купороса и т.д. Как обереги использовались различные железные предметы, амулеты из ежовых игл, волчьих и рысьих когтей, змеиные бусины нанизанные в цепочку чесночные дольки, раковины каури, обрубок веточки рябины с тремя ответвлениями (символ древа Земли!), которые подвешивались к люльке. В защите от сглаза и злых духов к волосяному покрову вокруг темени ребенка лепили комочки смолы, а из волчьей шерсти заплетали косички и вместе с просверленной овечьей косточкой (бабкой) и когтями привязывали к перекладине колыбели, рядом с изголовьем ребенка. Если у ребенка появлялась болезнь "ветряная волчанка", то ее лечили смачиванием водой, в сосуд с которой клали волчью косточку (альчик). Заболевшего ребенка карачаевцы протаскивали несколько раз через пасть или под шкурой волка; после выполнения обряда кусочек шкуры и косточку из волчьей пасти подвешивали к колыбели. Иногда вместе со шкурой использовали просверленную волчью косточку - альчик; знахарка при этом произносила "ауруунгу, кьоркьуунгу да ма бу алсын" ("Пусть это заберет все твои болезни и страхи"). По отношению к девочкам практиковался ритуал протаскивания через специальные отверстия, вырытые у возвышенной местности (джер кепюр). Карачаевцы считают, что в доме обитают: байчы, юй иеси ("хозяйка дома" - домовая), юй биче ("старшая дома"), чачлы ("волосатая"), в воде жер-су анасы ("мать воды"), в лесу - агач киши. Для "чачлы" оставляли пищу у очага. Длинноволосую покровительницу "чачлы", которая может принести счастье, можно было подчинить, отрезав у нее волосы. У имеющих общее булгарское, с карачаевцами происхождение казанских татар видны похожие представления с преобладающим материнским культом: ей анасы - мать дома, су анасы - мать воды, кое анасы - мать колодца, жил анасы - мать ветра, басу анасы - мать возделываемого поля и т.д. Земле покровительствовал дух Земли, который был известен и у башкир, и у карачаевцев и балкарцев, и у казанских татар и т.д. Прежде чем строить дом, кошару, на пастбище устроить загон для скота и т.п., карачаевцы и балкарцы на выбранном месте оставляли на ночь чашу с молоком, посвящая ее в Жер Тейри и Жер Иеси (Хозяину места). Выбранное место считалось одобренным Тейри, если молоко в чаше к утру не убывало, а если убывало, то, конечно же, следовал противоположный вывод. Да, мы можем сказать, что воззрения тюрков были многообразны, подобно цветам радуги, но в то же время они имели единство происхождения, как сами разноплеменные тюрки, которые, если решительно выразиться, имели свою общую "национальную" религию, подобно Синтоизму японцев.