span style="color:red">ПОЯВЛЕНИ ЭРЗЯНСКИХ И МОКШАНСКИХ ПЛЕМЁН Расселение древней ЭРЗИ И МОКШИ и ее соседей в I—VII веках (А —
ДреВНЕЙ ЭРЗИ И МОКШИмогильники, Б — могильники андреев-ского типа, В —
рязанские могильники, Г — территория ря-занского населения, Д —
территория древней эрзи и мокши, Е — территория среднесурского
населения).На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городец-кая культура
«переросла» в ЭРЗЯНКСО-МОКШАНСКУЮ Ар хеологические сведения и
фольклор дают очень скуд-ные сведения почему и как это происходило.
Предпо-ложительно, в эти време-мена эрзянские и мокшанские племена
существовали, будучи известными окру-жающим народам под од-ним из
следующих имён: андрофаги, будины, йир-ки, фиссагеты. Аорсит , арсиит. Вот как
Геродот — "отец истории" — описывает их:
«Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие и суровые нравы у андрофагов. Они
не зна-ют ни судов, ни законов и
являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них
особый. Это единственное племя в той стране».
«Будины — большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и
рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь
Ди-ониса и приходят в вакхическое исступление... Будины — коренные жители
страны — кочевники. Это — единственная народность в этой стране, которая
питается сосновыми шишками... (примечание: уточнение лингвистов - не
шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками). Вся земля их покрыта
густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро,
окруженное боло-тами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру,
бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины
оторачивают свои шу-бы...»
Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники
подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У
каж-дого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше
бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из
лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за
ним».
Фиссагеты. «За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней
пути, а потом далее на восток живут фиссагеты — многочисленное и
своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие
реки че-рез область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду.
Название этих рек : Лик, Оар, Танаис и Сиргис».
У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до
нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север.
Есте-ственно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они
сня-лись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В
истории го-родецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор.
Он-то, видимо, и ускорил оформление древнеэрзяно-мокшанской культуры.
События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали
установлению тесных контактов предков эрзи мокши с южными сармат-скими
племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно
в это время по-лучают широкое развитие торговые связи. Основ-ным
продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты
земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же
меняли предметы вооружения, изделия из ме-таллов. Но кочевники были
ненадежными торго-выми партнерами. Нередко на смену торговому
каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала
сеча. Железные трехло-пастные наконечники сарматских стрел довольно
часто археологи находят на валах эрянско-мокшанских городищ в Нижнем Присурье.
Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием
боль-шой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые эрзянские и мокшанские
племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку
от села Андреевка археологи раскопали курган — захоронение вождя
завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный
помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных
воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.
Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были
ас-симилированы древней эрзей и растворились в её среде. Борьба древней
эрзи с южными пришельцами была поистине героической. В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов.
Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе
семьи обыч-но стоял куд-атя. Род или несколько родов составляли поселение
— веле. Зани-мали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине
I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные
сооружения.
Древняя эрзя селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения
Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей,
бо-гатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило
отпечаток на хозяйство наших предков.
Главным занятием древней эрзи было земледелие. Сеяли ячмень, рожь,
пол-бу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится
позднее.
Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у
Эрзи мокши . Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней
металлургии.
Немалую роль в жизни древнеэрзянско-мокшанских племен играли охота, рыбная ловля,
бортничество — сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед,
ры-ба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.
И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами
тру-дно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет. И лишь к середине I
тысяче-летия положение меняется. К этому времени происходят существенные
сдвиги в жизни и быте древней эрзи и мокши. На смену родовой общине пришла
соседская. Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась
постоянная бо-евая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало
развиваться иму-щественное и социальное неравенство.
На этой ступени развития зафиксировали предков современной эрзи мокши и
ино-земные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге
под на-званием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена
Восточной Европы, назвал народ «морденс – от латинского мердинас племя сеющее смерть». Это было первое неверное упоминание в « на основе которого и в последствии трактуют почти все западные затем и славянские источники о мордовском народе –которого не было были два этноса эряне и мокшане , в эрзянском и мокшанском языках а также языках соседей тюркских народов нет слова мордва есть эрджахылык(тат-бул язык) и мохшахалык
письменных источниках о мордовском народе. (см. Что знали о мордве другие
народы в VI-XVII веках)ДАВАЙТЕ ОЗНАКОМИМСЯ С ЭТИМИ ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПОТОМ ПОСМОТРИМ КАК ТРАКТУЮТ НАЗВАНИЕ САМИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭРЗЯНСКОГО И МОКШАНСКОГО НАРОДОВ
Мордва... Как возникло имя народа ? _ Это экзоэтноним слово прилипало навязанное чужеземными миссионерами и колонизаторами.Является ли оно самоназванием или же
так называли наших предков соседние племена ? В ирано-скифских языках
суще-ствовало слово martiya, переводимое как мужчина, человек. Оно-то и
легло в основу этнонима мордва. Это ложное не правильное изложение народы которые почитали женщину ава –ни , не могли называться просто -мужчины такого нет ни у какого народа. В русском же языке к основе «морд»
присоединился суффикс «ва», имеющий оттенок пренебрежительности непокорных народов , общности. Так и прилипло это слово мордва к эрзянскому и мокшанскому народам
и возникло имя несуществовавшего и несуществующего народа народа, имя прилипало, существующее около 1000 лет.
В середине I тысячелетия нашей эры ис-тория древнеэрзяно-мокшанских племен п
свя-зана с передвижениями народов, кото-рые известными под названием
«вели-кого переселения». В конце IV века сар-маты были разбиты
пришедшими с вос-тока гуннами. Современник гуннского нашествия,
римский историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах как о под-вижном и
неукротимом народе, пылаю-щем «неудержимой страстью к похи-щению
чужой собственности». Внезап-ность прихода гуннов усилила страх
пе-ред ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный
дотоле род людей, поднявшийся как снег из ук-ромного угла, потрясает
и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю,
несущемуся с высоких гор».
А позже на южных границах мокшанских земель появились новые, более
грозные
враги. Это ускорило процесс развития древнеэрзянско -мокшанских племен, дало толчок
возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила
моби-лизовать все внутренние силы народов. Может быть, поэтому все попытки
под-чинить эрзянские и мокшанские племена в IV-VII веках проваливались, были
безуспешны-ми, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.
На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников
юга усилилось, эрзянские и мокшанские племена не смогли уже успешно противостоять
натиску.
В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству
персидского автора X столетия, булгары — народ «отважный, воинственный и
внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны
хазар». Булгары потеснили эрзян и мокшан частично ассимилируя их, эрзяне и мокшане участвовали в формирование татарского этноса. Оседая на Волге, они стали её восточными
соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа, теснимое
арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Дон-ца, Оскола
и Дона, на пограничные с цнинской мокшей земли. Следом нахлы-нула новая
кочевая волна — хазары.
Сарматский катафрактарий — тяжело-вооружённый конный воин.
Реконструкция.Южные степи всегда были для эрзянских и мокшанских племен
источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые
орды. Ски-фы, превратившие лесостепь Вос-точной Европы в поле охоты
за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неиз-вестные
восточные конники-гун-ны. И далее век от века конные лавины булгар,
алан... Столетия эрзянские и мокшанские племена племена вели ожес-точенные схватки со
степью. И выходили победителями. О эрзянские и мокшанские
укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай
час-тые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но
государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.)
древние эрзянские и мокшанские племена не смогли противостоять. Основная часть южной
мокши покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и
северо-запад. Остав-шиеся были вынуждены платить дань.
Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была
та-кой же, как и со славянских племен — по серебряной монете и белке с
дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не
была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности
эрзянского и мокшанского насе-ления. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме
сановнику при дворе кор-довского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю
Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о
народах Среднего Поволжья : «Их девять народов, которые не поддаются
точному распознаванию и кото-рым нет числа».
В период хазарского владычества у эрзянских и мокшанских племен начинает исчезать
военная дружина. В южномокшанских могильниках V—VII веков археологи в
каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в
могиль-никах периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары
не поз-воляли местному населению создавать боевые дружины. Они
обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного
населения.
Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего
разви-тия и внешнего давления произошло полное и формирование эрзян и мокшан как двва самостоятельных народа .
В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ
«арису». Это было первое письменное упоминание об эрзе. Следом об эрзянах
(«арджанах») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин, позднее писал о них
ногайский князь Юсуф.( прим . это не верно о племени АОРСИТ,ЭРСИИТ «ГЕРОДОТ» ученный древнегреческий ученный
Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках
фламандского путешественника Гильома Рубрука. О мокше пишут Рашид-ад-Дин,
венецианец Иосафат Барбаро. Встречается этноним в форме «мухшы» позднее и
на булгаро-татарских могильных камнях.
Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе
Житель эриця-эрямо-житель жизнь., а мокша по
прои-схождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к
индоевро-пейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными
группами еще до расселения финно-угров.Скорее всего означает Муевхтькужо-новое место обитания которое трансформировалось в Мохкша
К концу I — началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей
стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились
различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих
покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской,
группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка
погребений.
Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась. Однако слишком неравными
были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать
внут-ренние смуты, сотрясать удары внешних врагов — печенегов и русских
князей. Последний удар нанес Хазарии киевский князь Святослав, который,
как сооб-щает нам русский летописец, «легко ходил в походах, как пардус, и
много вое-вал». В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги.
Здесь Святос-лав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в
сердце хазарс-кой державы — Итиль. По сведениям арабского автора
Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней
Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и
другие хазарские крепости : Семендер на Тереке и Саркел на Дону.
Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава :
«Те-перь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар,
потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе
их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде
договориться с Русью и стать под её власть».
Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань
хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племе-на.
Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.