SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 23.12.2024, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 172
Главная » 2007 » Май » 6 » ЭТНОНИМ ЭРЗЯ И МОКША
ЭТНОНИМ ЭРЗЯ И МОКША
10:15
К.Прокаев, г.Никольск Пензенской области.
Этноним "мордва" или "эрзя", "мокша"
Этноним "мордва". Версия о его происхождении, предложенная Бубрихом Д.В.,
в последнее время отвергается многими исследователями и краеведами. Суть
её такова: этноним "мордва" имеет греко-ирано-скифское происхождение -
мордия, martiva, mard, т.е. человек, мужчина, муж и выступает в качестве
этнонима эрзя и мокша народов. Профессор Н.Ф.Мокшин в книге "Религиозные
верования мордвы" (1998 г.) утверждает, что "мордва как этнос состоит из
двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание), каждый из
которых имеет свой язык, особенности в антропологическом облике,
расселении, быте, материальной и духовной культуре". А их язык, по
Н.Ф.Мокшину, не просто эрзянский и мокшанский, но и эрзя-мордовский и
мокша-мордовский.

Некоторые учёные-мордвинисты пытаются "сконструировать" общий мордовский
язык. Кстати, попытки выпустить общий мордовско-русский словарь в начале
90-х годов не увенчались успехом. Концепция, когда эрзя и мокша народы
осознали себя именно эрзей и мокшей, столкнулась с неразрешимыми
противоречиями, с так называемым этнодуализмом. В книге Н.Ф.Мокшина
"Мордва глазами зарубежных и российских путешественников" (1995 г.) в
главе "Мокшин" (стр. 195-201), написанной В.И.Васильевым и
Р.Ш.Джарылгасиновой, указано: "Осознавая себя в той или иной степени
мордвой по своему этническому самосознанию более высокого порядка, эрзяне
и мокшане культивировали и собственно эрзянское и мокшанское самосознание,
т.е. их этническое самосознание было двойственным, дуальным".
(стр. 198). Далее на стр. 199 читаем: "С одной стороны, мы видим
устойчивость собственно мокшанского и эрзянского самосознания. С другой -
те же мокшане и эрзяне претендуют на приоритет именоваться мордвой". Эти
рассуждения никакой научной основы под собой не имеют, ибо эрзя и мокша
народы никогда не претендовали и не претендуют на приоритет именоваться
мордвой, так как этого слова, пока не внесли русские в период колонизации,
они и не знали. Поэтому название "мордва" они воспринимают как прозвище.
Оно до последнего времени,
к сожалению, указывалось в паспортах этих народов как национальность. Это
фальсификация реальности, инициируемая властями.
Если дуализм преподносят как постулат, имеющий научную основу, то в
резолюции III съезда "мордовского" народа (1999 г.) это положение
подвергалось резкой критике этими же учёными-мордвинистами. В резолюции
съезда написано: "Принимая во внимание непрекращающиеся попытки расколоть
мордовский народ на так называемые эрзянский и мокшанский (К.П.) секция
напоминает, что народ это социально-политическая форма этноса и его
единства не может определяться исключительно лингвистическими
особенностями субэтносов", далее в резолюции заявлено о якобы попытках
националистов расколоть Республику Мордовия в Саранскую область с тремя
автономными
районами: татарским, эрзянским, мокшанским. Вот такая страшилка получилась
из этнодуалистического постулата мордвинистов: "Мордва - этнос, а эрзя,
мокша субэтносы".

Но есть другая трактовка этимологии слова мордва ( "ЭМ" 10, 26V - 2000 г.
статья под названием "Незаконнорожденный этноним").
Там говорится: - слово "мордва" является не этнонимом, а экзоэтнонимом,
то-есть прозвищем двух народов - Эрзи и Мокши (см. Словарь В.Даля. Т.II.);
- авторы-мордвинисты произвели "подгонку" современного русского слова
"мордва" к словам ирано-скифского происхождения - mortiva, mard, в
результате чего якобы получился этноним мордва; - ирано-скифские mortiva и
mard и русское мордва не являются однокоренными, однопонятийными словами,
поэтому такое образование этнонима является неправомерным; - слово
"мордва" готские путешественники впервые могли услышать только от предков
русских - славян, которыми слова мордвин, мордовка, морда
произносились в другой транскрипции, не совсем так, как у летописцев XII
века (точное написание и произношение указанных выше слов можно установить
только по древнерусским источникам); - на наш взгляд, готы широко
известное слово mordens (человек, мужчина)
вывели от древнерусского слова МОРДЪ, обозначающий какой-то признак
соседей-эрзян (мокшан), а не от ирано-скифских mortiva, mard;
- надо полагать, что славяне своих соседей эрзю и мокшу стали называть
словом мордъ (мордва) не с VI века, а гораздо раньше, по крайней мере - на
100 лет, то есть с V в н.э. В древнерусских изданиях можно найти множество
примеров, где слова "мордвин" , "мордовка", "мордва" обозначают своё
первоначальное значение. Одним из таких примеров является напечатанные
сведения в книге Саковича С.И. "Из
истории торговли и промышленности России конца XVII в." В ней приведены
сведения из "Московской таможенной книги" за 1694 год: "русский крестьянин
привёз в г. Саранск для продажи несколько штук мордвов (мордовки - К.П.) и
продавал их по дешевой цене". Он привёз, как полагаем, зимние шапки с
откидными ушами (мордовки).

Эти сведения свидетельствуют о том, что слова мордвин, мордовка, морда
среди русского населения употреблялись в своём исконном смысле.
В книге "Религиозные верования мордвы" Н.Ф.Мокшин пишет: "Таким образом,
утверждение некоторых сепаратистски настроенных активистов-функционеров
национального движения о том, что мордовский народ - это миф, что никакого
такого народа никогда в мире не существовало и не существует, а есть два
народа (два этноса) - эрзя и мокша не имеет под собой основания:" Да,
действительно, мордовского народа (этноса) не существует, ибо не
существует мордовского языка, мордовского словаря, мордовской
письменности, менталитета, костюма, истории и т.д., а есть мокшанский и
эрзянский языки, словари. Материалов, подтверждающих наличие двух народов
- эрзя и мокша
вполне достаточно, чтобы в конечном счёте сбросить с себя позорную кличку
"мордва". Только к кличкам могут быть приставлены такие унизительные
определения, как "поганые", "тёмные" и др. Главным аргументом в пользу
формулы "мордва" - этнос у мордвинистов является
защита названия автономной республики Мордовия. Они при каждом удобном
случае напоминают властям о том, что якобы сепаратистски настроенные
националисты хотят заменить название Республики Мордовия на
Мокша-Эрзянскую или Эрзя-Мокшанскую республику.

Беспокоиться не стоит. Несмотря на то, что слово "мордва" объясняется не
как этноним, а как экзоэтноним (прозвище). Мордовия - это "страна лесов".
Таково историческое название этой территории. Эрзя и мокша - это "лесные
люди". Именно так называли издревле соседи, в первую очередь славяне.
Поэтому мы имеем полное право называть Республику Мордовия как "Страну
лесов". По аналогии Республики Дагестан - "Страна гор", где, кстати, в
паспортах указывается название (этноним) каждого народа, а не название
республики - "дагестанец". В Республике Мордовия, в "Стране лесов"
проживают не мордва, а мокша, эрзя, русские, татары и др. И в паспортах
эрзян и мокшан должно быть указано не
название республики, а их настоящие этнонимы: эрзя, эрзянка, мокша,
мокшанка.

Прикрепления: ARTOVKST_FOTO 1 · ARTOVKST_FOTO 2 · ARTOVKST_FOTO 3
Просмотров: 4061 | Добавил: unknow | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 1
1 михаил  
0
давным-давно надо было назвать республику своим именем

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024