//erzyany-rasyke.ucoz.ru/
ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI
Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir.
Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır.
İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!
К.Прокаев, г.Никольск Пензенской области. Этноним "мордва" или "эрзя", "мокша" Этноним "мордва". Версия о его происхождении, предложенная Бубрихом Д.В., в последнее время отвергается многими исследователями и краеведами. Суть её такова: этноним "мордва" имеет греко-ирано-скифское происхождение - мордия, martiva, mard, т.е. человек, мужчина, муж и выступает в качестве этнонима эрзя и мокша народов. Профессор Н.Ф.Мокшин в книге "Религиозные верования мордвы" (1998 г.) утверждает, что "мордва как этнос состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание), каждый из которых имеет свой язык, особенности в антропологическом облике, расселении, быте, материальной и духовной культуре". А их язык, по Н.Ф.Мокшину, не просто эрзянский и мокшанский, но и эрзя-мордовский и мокша-мордовский.
Некоторые учёные-мордвинисты пытаются "сконструировать" общий мордовский язык. Кстати, попытки выпустить общий мордовско-русский словарь в начале 90-х годов не увенчались успехом. Концепция, когда эрзя и мокша народы осознали себя именно эрзей и мокшей, столкнулась с неразрешимыми противоречиями, с так называемым этнодуализмом. В книге Н.Ф.Мокшина "Мордва глазами зарубежных и российских путешественников" (1995 г.) в главе "Мокшин" (стр. 195-201), написанной В.И.Васильевым и Р.Ш.Джарылгасиновой, указано: "Осознавая себя в той или иной степени мордвой по своему этническому самосознанию более высокого порядка, эрзяне и мокшане культивировали и собственно эрзянское и мокшанское самосознание, т.е. их этническое самосознание было двойственным, дуальным". (стр. 198). Далее на стр. 199 читаем: "С одной стороны, мы видим устойчивость собственно мокшанского и эрзянского самосознания. С другой - те же мокшане и эрзяне претендуют на приоритет именоваться мордвой". Эти рассуждения никакой научной основы под собой не имеют, ибо эрзя и мокша народы никогда не претендовали и не претендуют на приоритет именоваться мордвой, так как этого слова, пока не внесли русские в период колонизации, они и не знали. Поэтому название "мордва" они воспринимают как прозвище. Оно до последнего времени, к сожалению, указывалось в паспортах этих народов как национальность. Это фальсификация реальности, инициируемая властями. Если дуализм преподносят как постулат, имеющий научную основу, то в резолюции III съезда "мордовского" народа (1999 г.) это положение подвергалось резкой критике этими же учёными-мордвинистами. В резолюции съезда написано: "Принимая во внимание непрекращающиеся попытки расколоть мордовский народ на так называемые эрзянский и мокшанский (К.П.) секция напоминает, что народ это социально-политическая форма этноса и его единства не может определяться исключительно лингвистическими особенностями субэтносов", далее в резолюции заявлено о якобы попытках националистов расколоть Республику Мордовия в Саранскую область с тремя автономными районами: татарским, эрзянским, мокшанским. Вот такая страшилка получилась из этнодуалистического постулата мордвинистов: "Мордва - этнос, а эрзя, мокша субэтносы".
Но есть другая трактовка этимологии слова мордва ( "ЭМ" 10, 26V - 2000 г. статья под названием "Незаконнорожденный этноним"). Там говорится: - слово "мордва" является не этнонимом, а экзоэтнонимом, то-есть прозвищем двух народов - Эрзи и Мокши (см. Словарь В.Даля. Т.II.); - авторы-мордвинисты произвели "подгонку" современного русского слова "мордва" к словам ирано-скифского происхождения - mortiva, mard, в результате чего якобы получился этноним мордва; - ирано-скифские mortiva и mard и русское мордва не являются однокоренными, однопонятийными словами, поэтому такое образование этнонима является неправомерным; - слово "мордва" готские путешественники впервые могли услышать только от предков русских - славян, которыми слова мордвин, мордовка, морда произносились в другой транскрипции, не совсем так, как у летописцев XII века (точное написание и произношение указанных выше слов можно установить только по древнерусским источникам); - на наш взгляд, готы широко известное слово mordens (человек, мужчина) вывели от древнерусского слова МОРДЪ, обозначающий какой-то признак соседей-эрзян (мокшан), а не от ирано-скифских mortiva, mard; - надо полагать, что славяне своих соседей эрзю и мокшу стали называть словом мордъ (мордва) не с VI века, а гораздо раньше, по крайней мере - на 100 лет, то есть с V в н.э. В древнерусских изданиях можно найти множество примеров, где слова "мордвин" , "мордовка", "мордва" обозначают своё первоначальное значение. Одним из таких примеров является напечатанные сведения в книге Саковича С.И. "Из истории торговли и промышленности России конца XVII в." В ней приведены сведения из "Московской таможенной книги" за 1694 год: "русский крестьянин привёз в г. Саранск для продажи несколько штук мордвов (мордовки - К.П.) и продавал их по дешевой цене". Он привёз, как полагаем, зимние шапки с откидными ушами (мордовки).
Эти сведения свидетельствуют о том, что слова мордвин, мордовка, морда среди русского населения употреблялись в своём исконном смысле. В книге "Религиозные верования мордвы" Н.Ф.Мокшин пишет: "Таким образом, утверждение некоторых сепаратистски настроенных активистов-функционеров национального движения о том, что мордовский народ - это миф, что никакого такого народа никогда в мире не существовало и не существует, а есть два народа (два этноса) - эрзя и мокша не имеет под собой основания:" Да, действительно, мордовского народа (этноса) не существует, ибо не существует мордовского языка, мордовского словаря, мордовской письменности, менталитета, костюма, истории и т.д., а есть мокшанский и эрзянский языки, словари. Материалов, подтверждающих наличие двух народов - эрзя и мокша вполне достаточно, чтобы в конечном счёте сбросить с себя позорную кличку "мордва". Только к кличкам могут быть приставлены такие унизительные определения, как "поганые", "тёмные" и др. Главным аргументом в пользу формулы "мордва" - этнос у мордвинистов является защита названия автономной республики Мордовия. Они при каждом удобном случае напоминают властям о том, что якобы сепаратистски настроенные националисты хотят заменить название Республики Мордовия на Мокша-Эрзянскую или Эрзя-Мокшанскую республику.
Беспокоиться не стоит. Несмотря на то, что слово "мордва" объясняется не как этноним, а как экзоэтноним (прозвище). Мордовия - это "страна лесов". Таково историческое название этой территории. Эрзя и мокша - это "лесные люди". Именно так называли издревле соседи, в первую очередь славяне. Поэтому мы имеем полное право называть Республику Мордовия как "Страну лесов". По аналогии Республики Дагестан - "Страна гор", где, кстати, в паспортах указывается название (этноним) каждого народа, а не название республики - "дагестанец". В Республике Мордовия, в "Стране лесов" проживают не мордва, а мокша, эрзя, русские, татары и др. И в паспортах эрзян и мокшан должно быть указано не название республики, а их настоящие этнонимы: эрзя, эрзянка, мокша, мокшанка.