//erzyany-rasyke.ucoz.ru/
ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI
Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir.
Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır.
İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!
Основы эрзянской Веры Эрзянь Пазнэнь Кемемань юртнэ ,
Попробуем представить основы эрзянской этнической Веры. / Терявттано невтемс эрзянь пазнэнь Кемемань юртнэнь. Не являюсь специалистом в этой области. Надеюсь, знающие люди помогут в создании данной темы. / А улян пек парсте содыцякс те тевсэнть. Кеман, содыцятне лездыть поладомс те сёрмадовкссонть ды витьсызь ильведевксэм. Бог един. / Инешкипазось вейке. Эрзяне называют Его – Инешкипаз. / Эрзятне мерить Тензэ Инешкипаз.
, Что в имени Твоём? / Мезе Тонь лемсэть? Ине=Великий. Шки=шкинямс=творить. Паз=Бог. Что является Храмом для эрзян? / Мезесь ашти Ванстомакс эрзятнень туртов? Для эрзян Храмом является Природа - Мир, созданный Инешкипазом. / Эрзятнень туртов Ванстомакс ашти Пертьпельксэсь, конань теизе Инешкипазось. Для чего создан Человек Инешкипазом? / Мейсь Инешкись Ломаненть теизе? Быть Человеком, но не рабом божьим, помощником Инешкипаза для сохранения Природы. / Улемс Ломанекс, аволь пазонь урекс, Пертьпельксэнь ванстыцякс, идицякс. Может ли Человек-эрзя замолить свой грех? / Ознови-арась эрзя ломаненть пежетезэ?
Нет. Человек может молить о снисхождении, но жить будет ощущая всегда тяжесть греха и вины за него. / Арась. Ломанесь озны чумонзо нолдамонь кис, ансяк эрямопингензэ перть канды пежетенть сталмонзо оймесэнзэ, мари чумо пежетенть кувалма. Может ли Человек гадить, вредить Природе? / Мереви-арась Ломанентень кандомс зыян Пертьпельксэнтень? Нет. / Арась. Ибо. / Мекс. Земля - тело Покровительницы-Богини Земли Масторавы. / Модась – Мастораванть рунгозо. Озёра - глаза Богини Воды, реки - её кровеносные сосуды. / Эрьктне - Ведяванть сельмензэ, лейтне - сонзэ верьсанонзо. Воздух - дыхание Инешкипаза. / Коштось - Инешкипазонть оймекоштозо. Можно ли Человеку вешать что-либо на шею? / Мереви-арась понгавтнемс мезеяк кирьгазонзо? Только женщинам бусы, украшения. / Ансяк аваломаннень кирьгакст, эрьгть, мазылгавтомкат. На шее носят знаки принадлежности только рабы, но не Человек-эрзя. / Кирьгасонзо кандтни тешкст ды килькшт ансяк уресь, аволь Эрзя ломанесь. Почему Инешкипаз дал Человеку имя Эрзя? / Мекс Инешкипазось лемдизе Ломаненть Эрзякс? Эрзя - это Житель, Живущий, Живой от слов «эрямс» - жить, «эрямо» - жизнь. / Эрзя - те Эриця, Эрий, Эри «эрямс» ды «эрямо» валтнэстэ. Изображают ли эрзяне Творца на иконах? / Артокшныть-арась эрзятне Инешкипазонть чаманзо-рунгонзо лаз ланга? Арась. / Нет. Эрзяне делают только Знак Инешкипаза - Солярий. / Эрзятне тейнить ансяк Инешкипазонь-Чипазонь Тешкс. Существует ли в Эрзянь Кемема (в Эрзянской Вере) посредник для общения с Инешкипазом-Творцом? / Ули-арась Эрзянь Кемемасонть кияк, кона эряви Инешкипазнэнь пшкадемстэ-озномсто? Арась. / Нет. Ули ульнесь-Был и есть есче Эрзянину не требуется поп или иной служитель для обращения к Инешкипазу-Творцу. / Эрзянтень а эряви бачкась эли диаконось Инешкипазонтень пшкадемстэ. Кто руководит эрзянскими общими молениями-озксами? / Кие вети вейсэнь озкстнэнь? Общее моление ведёт Озатя или Озава, выбирающиеся для соблюдения ритуала моления. / Вейсэнь (Раськень, Велень, Авань...) Озксонть вети Озатя эли Озава, кона кочкави озксонть ютавтомонзо. Эрюш Вежай, Мурман ёнкс. В целом само размышление об основах Эрзянской этнической религии Изложенные Эрюш Вежаем истинны, кроме нескольких но: Вот эти но, и к сожаление которые допускаются в трактовках многих как и представителей той или иной этнической религии, тем более уже деятелями от науки, а из уст представителей Аврамистических религий, ныне поддерживаюмыех властями СМИ и так далее, опошляются , в этих измышления гнусная ложь. Среди представителей традиционных верований есть уже пострадавшие; особенно сильно пострадал лидер марийской веры карт Таныгин, которого судят до сих пор и многие марийские жрецы испытывают гонения и преследования за свои убеждения со стороны властей и тотолитарных гос религий. У эрзян это Ине Озава Маризь Кемаль, а также собиратель Эпоса-библии эрзянской, Шаронов, директор Лукояновского музея эрзянской культуры Аношонь Тумая , так же на своей шкуре испытал я сам в 1999 году преследование со стороны , какзалось бы структур, которые должны блюсти наши Конституционные права – прокуратуры и администрации президента Республики Татарстан, пренебрежительное отношение к нашей деятельности ( Эрзянской духовной общины «ИНЕШКИ» со стороны Исполкома Инекужо несуществующего мордовсого народа, дулегатом 2 съездов мне удалось побывать, но так как мы думаем подругому все расходы ложились всегда на нас, а те деятели могильщики эрзянского и мокшанского народов ездят спонсируются несмотря на это основной костяк нашей общины сохранен ведется работа по систематизации эрзянской этнической религии и с помощью Инешкипаза надеемся в течении 6 месяцев мы закончим свой труд, и разместим его в Интернете на нескольких сайтах дабы зашитить его от хакеров и сами понимаете наша община не имеет таких средств которые бы пошли на издание нашего труда в книжном варианте. Такое же положение у братских финно-угорских представителей традиционной религии, славянского родноверия , Тенгриянства тюркских народов и так далее. Теперь о человеке и его предназначении ; Эрьватанть,ИНЕШКИПАЗОСЬ казизе Шкинема лувсо эрямось-кинема, эрьватась улезе шкинякс сестэ сон ули Инешкипазонь эйдекс.Каждого человека Творец наделил даром творения, Жизнь –это творение. Грехи –пежетьне эрявить авуль озномс ансяк . куш озолмась те Инешкипазонтень пшкадема оймень панжома, пежетьне витевить шкинемасо, вадря тевсэ.Грехи свои не надо замаливать а исправлять осознанно свои деяния добрыми делами, хотя молитва Озолма это осознанный разговор с Творцом покаяние –медитация осознание сути происходящего в твоей жизни и бытия. Ульнесь эли арасть эрзятнень Сырьжаст, Озатяст, ульнесть и те авиде знярдо сёрмадыть минек раськенть келя арасельть истят ломанест ульнесть , ансяк сынь поптнень лацо эсть эря раськеденть башка те ульнесть Вийшкиэрийть- пазонть тешкставт ломанть конатат содасть авуль ансяк койтнень , васняяк сынь ульнесть неицякс содыцякс пичкавтыцякс ды раськенть оймелувонть ванстыцякс секскак сынст васняяк чавнызь колонизатортне ды лия пазне кемема кармавтыцятне, ламотне нарьгазельть чавозельть аламотне кекшть тусть од паксяв .Татаронь Масторсо ули Винай веле , те велесенть эрясь озатя Макаратя , конань вийсэ крестизь ансяк сон оймезе эзизе мие ды сонзе попне урядник марто панизь велестенть семс те велненть маласо ули иньванькс тарка Макар латко, Макар лисьма, ков якить ломантне знярдо тенст стака, маласо те веледенть ули веле Эрзянь Карамалка, косо ванствсь Балтай озатянть иньванькс таркатне ды семс ютавтови Балтай Покшчи кизень озкс. Ульнесть эрзятнень Озветиест- Вийшкиэриест –сырьжаст, те эряви саемс мельс ды нама таго а кепсемс Эрюш леляй Эрзянь раськенть Озатянь свалшкань аулемадо кортамось –те православиянь миссионертнень лакгамо. Кулдуркаев покштянть « Эрьмезь» « Мастораванок» «Сияжар» сёрмадовкстнень чарькодевиксте ловнозь тынь чарькодсынк ильведевксенк. Кочкавильть Озавантень, Озатянтень лездыцят. Ней Инешкипазонть тёшкстнеде, виде эрзятнень койсэ знярдояк эрь артоволшно инешкипазось сонзе кирдиензе-пазонзо пазавасо, кода артасак сень мезесь пертьпельксэ мезесь потсонок сон тешкстави ансяк Инетёшксо, Инешкипазонть тёшксозо кавксоулонь теште, конатась ули паряк веси пазне кемематнесэ, Азербайджан масторонть мастор тёшксозо те кавксо улонь теште , те минекдяк тешкс конатань редясынк викшевкстнесэ эрзянь парьтнесэ .Чипазонть солярий тёшксось те авуль Инешкипазонсесь а эряви човурямс ИНЕШКИНИЦЯНТЬ ды сонзе шкиневть эвсенть Чипазонть.Да в духовной философии эрзян нет понятия изображать Творца , созданных им духов держателей стихий и стихиалий в виде икон , ибо как можно изобразить то что внутри нас вокруг нас это только можно изобразить виде символов. СИМВОЛ ИНЕШКИПАЗА ЭТО ВОСЬМИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, солярный знак это символ только Чипаза –духа держателя солнца сотворенного Инешкипазом.Носят ли эрзяне обереги на шее носят носили и это не является символом рабства, сюлгамо, и так далее сама национальная одежда уже она как оберег и требует расшифровки. Поэтому большая просьба когда пишете свои духовные размышления будьте осторожны будете в Саранске побеседуйте с Озавой незаслуженно к сожалению преданной нами эрзянами Маризь Кемаль.А насчет символики хороший знаток Аношкин, он вам обьяснит суть знака Инешкипаза. К великому сожалению наше движение стало как то политизированным гоняемся за синицей в небе создаются фонды это хорошо, но основной фонд который нужно бы создать и фокруг него аккумулировать это фонд нашей святыни Маар Кужо, вщзле села Чукалы Б.Игнатовского р-на Мордовии.Нужно добиться чтобы эта святыня стала особо охраняемой зоной и там уже сщздавать аллею памятники национальным героям , первому пророку Тюште , последнему пророку Алексееву Кузьме.Также уже Пургазу и так далее. А так все у нас на смарку поймите не торопитесь не гонитесь за призраками, без духовного возрождения не будет и этнического возрождения эрзянского народа. Очень прошу когда пишите на духовную тему не торопитесь можно только навредить. Так же получилось у вы с « Эрьзянь раськень Вальма» порталом, изначально в оформлении не было защитной символики , был пулай который подходит для эрзянского женского сайта. И в самом портале как и материалы так и подача была организована не очень поэтому наверное и Инешкипаз не допустил его существования, в таком виде нужно обдумать а не торопиться. Вот в краце ответ и советы которые да будут услышаны эрзянами и наконец появятся нормальные духовные труды и порталы эрзянские.Весемене Инешкипазонь Чансть! Икелев молий тевть, а лакиця кельме валдо превть.Икелев шкинезь ве лувсо ве мельс празь апак капше раськенть вандыньчинте. Паронь Арсезь Пургазонь Викай. Совадо весть ды ловнык сёрмадовксонок « Эрзянский Духовный журнал» евтынк меленк . Сюкпрят кунсоломанк коряс.