АТАКА ФАРАОНОВЫХ ЦЕРБЕРОВ НА РАСЬКЕНЬ ОЗКС или анатомия предательства Эрзя народа эрзянскими чиновниками
14 июля сего года в селе Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии намечался Раськень Озкс (Всенародное моление) – древний эрзянский культовый обряд. Задолго до его проведения осуществлялась, как выяснилось позднее, идея его срыва. На одном из возможных заседаний предлагались разные варианты. Идемевсь Александр Лузгин, возглавляющий национальный комитет — больше похожий на похоронное бюро, предлагал применить для «заглушки» неповторимого по красоте действа двигатели спортивных мотоциклов или же рокот танков Т-150. Намекал он и на вой реактивных самолётов.
Валентин Конаков, зам.председателя правительства Мордовии, настаивал на использовании шума отбойных молотков, похожий больше на стрельбу из АК, или рев работающих тракторов К-700 с бульдозерной навеской. Кто-то, а он, инженер-механик, знает параметры децибельных возможностей этих машин. По сравнению с танками и прочей пугающей грохотом техникой молоток куда демократичней. И, к тому же, дешевле. Пригнать в Мордовию танки, самолеты… Дорого, очень дорого!
Точку на разногласия, к удивлению присутствующих, поставила простая русская женщина, и все-таки зам.министра культуры Антонина Шатова. К чему, действительно, все эти допотопные, чадящие дымом и гарью шумоисточники! Нельзя же в 21 веке работать дедовскими методами. Она предложила использовать современную звукоусиливающую электронную аппаратуру – задушить Раськень Озкс с помощью микрофона. Причем, намерение надо осуществить с умом. Отказать организаторам Озкса в озвучивании наотрез – грубо, могут быть какие-то последствия. Так дело не пойдет. Отказывать не надо. Зачем? Лучше установить их, микрофоны, на почтительном расстоянии от Маара, от центра действия и давить ими ненавистное «язычество». Вот это будет «по-человечески».
Проект Шатовой восприняли два главных народо продавца народа, Конаков с Лузгиным, восторженно. Шатова, в дополнение к сказанному, приложила не менее экстравагантную аргументацию: в старину, дескать, Озксы проводили без микрофонов.
В 10 часов представители власти, вместо Озати (!), врубили свои микрофоны и начали по сценарию, к которой, можно предположить, руку приложили работники ФСБ и РПЦ, на …..русском языке свою программу. Во как! На русском… Эрзянь Раськень Озкс! Кощунство? Нонсенс? Нет сомнения. Выступления, песни, не имеющие никакого отношения к Озксу,к эрзянской старине звучали на русском языке до самого вечера. Вот, тут-то, оказывается, без микрофона обойтись нельзя.
Раськень Озкс остался без управления. По существу был сорван. Красоту древнего, уникального по смыслу и содержанию обряда показать полностью, во всей красе, не удалось. Собравшиеся со многих уголков России не увидели, не услышали то, что было сотворено за тысячелетия нашим пращуром и завещано беречь потомкам.
Провокационная акция, можно предположить, исходила от Главы Республики Николая Меркушкина, который, в свою очередь, выполнял волю Москвы, и от главы РПЦ по Мордовии Варсонофия – Судакова.Соответствующие интсрукции по каналам спецслужб были спущены сверху. Для исполнения задуманного были назначены два эрзянина – это Валентин Конаков и Александр Лузгин. Расчет прост: назначив для совершения провокации вместо них двух мокшан, выплыло бы на поверхность, хочешь-не хочешь, пугало «межнациональной розни». Это могло повлечь нежелательные последствия. Теперь же эрзян «трепали» «эрзяне». Цель достигнута. Можно и руки умывать.
Членами правительства были 14 июля грубо нарушены три фундаментальные статьи Конституции России, гарантирующие (на бумаге) свободу слова, свободу совести и вероисповедания, право пользоваться родным языком.
В Мордовии преследуются эрзя язык и его носители, те, которые немало сил отдают для его спасения от русификации. Любое начинание, любое мероприятие на этом языке подвергаются гонениям и дискриминации. В 2006 году был ошельмован властями (опять же с помощью «общественных организаций») Конгресс эрзян, в 2007 году было по существу запрещено проведение Дня эрзянского языка, который ежегодно отмечается 16 апреля с 1993 года во многих регионах России и других стран. В этот же день (16 апреля), лицедействуя, официальные круги, потратив немало средств из бюджета, организовали День так называемого родного языка (в реальности русского). И вот июль 2007 года – яростная, до цинизма наглая и противозаконная атака на Раськень Озкс.
Почему власти Мордовии так люто ненавидят эрзянский язык? Ответ на поверхности. Пока ещё есть, пусть крохотные, силы, которые заступаются за него. Особую опасность государевы слуги заметали в Раськень Озксе. Моление-праздник – это больше, чем моление, больше, чем язык, оно собирает разбросанный на огромной территории этнос. Что-что, а этого допустить нельзя, такие «собирания» явно противоречат политике рассредоточения этносов, политике русификации и, следовательно, ликвидации нерусских этносов. Раськень Озкс никак не вписывается в российский принцип «больше двух не собираться». Вот почему так ощетинились на эрзя язык и эрзянскую культуру.
Кстати, скуратовцы приезжали в Чукалы не без опричников. В лесу, недалеко от Маара, держали в засаде, как нам стало известно, тридцать ОМОН-овцев. Конаков с Лузгиным, будьте добры, скажите, с кем собирались воевать?
|