У финно-угорских народов России с 1999 года возродился замечательный эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс. В 2007 году он состоялся 14 июля, во вторую субботу июля, как и в 1999 и 2004 г.г, на эрзянском кургане вблизи с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии.
$IMAGE$
Место выбрано не случайно, по рассказам старейшин на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов после битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана, под курганом каменный саркофаг с останками, поговаривают на нем имеются старинные надписи, но узнать суть надписей мне пока не удалось. Озкс здесь проводился до 1629 года, затем был запрещен царским указом. «Раськень Озкс» можно на русский язык перевести, как народное (родовое) моление. По-эрзянски «раське» - народ, родня, «озномс»- молиться, «озкс» – моление. Кроме молений предкам и самого праздника, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы всех эрзян и планируют перспективное развитие этноса.
Ландшафт места проведения «Раськень Озкс» представляет из себя ложбину вдоль речушки с небольшим лесочком. Трава в ложбине выкошена в виде 2-х полянок:
Большая поляна для торжества молений и гуляний, малая поляна (на другом берегу речушки через мосток от большой) для торжественного обеда, на котором после молений каждому предлагается суп с мясом жертвенного быка.
С восходом солнца из села приводят жертвенного быка, торжественно украшенного цветами. Я приехал на место молений около 5 часов утра и бык уже был заколот, сам процесс наблюдать мне не удалось, да и из стари процесс жертвоприношения он был не доступен всем желающим. К моему приходу на малой поляне уже начали свежевать заколотого особым способом и раскладывать по правому периметру малой поляны треноги с котлами для варки супа. Всего, я насчитал 30 котлов. Для растопки костров привезли целую машину дров. Быка свежевали мужчины, как мне сказали специально назначенные для этого Инязором, а мясо варили женщины.
С 2-х сторон большой поляны располагаются холмы высотой около 5 метров, в центре большой поляны расположен курган с братской могилой и Маар.
По-эрзянски «маар»- это курган (холм), который на протяжении многих веков насыпается эрзянами во время проведения Озкса. Горсть земли привозится каждым эрзянином с места проживания. Так как моя жена эрзянка, то я привез пакет чернозёма из сада тёщи, которая проживала на одной улице с домом, где я родился…
На вершине Маара на деревянном пьедестале располагается восковая священная свеча -Эрзянь Штатол. Для изготовления Штатола применяется только пчелиный воск, который собирается всеми эрзянами между проведениями Озкса.
Мне рассказывала бабушка, что по преданию пчелиный воск применяется, как знак благодарности пчеле, которая обещала Богу, плодится каждый день и выполнила свое обещание. Я видел, как приехали на автобусе эрзяне из Самарской области и привезли воск для изготовления Штатола следующего Озкса. Размеры Штатола можно увидеть на фото… По тексту будут встречаться официальные эрзянские названия я буду их помещать в скобках.
Оглядев место проведения Раськень Озкс можно предположить, что Советом Старейшин Эрзян (Эрзянь Атянь Эзем) проведена огромнейшая организационная работа.
Эрзянь Атянь Эзем является высшим постоянным представительным общественным органом эрзянского народа, действующим в период между Раськень Озкс. Сессии Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Эрзянь Атянь Эзем формируется путём выдвижения Старейшин из эрзянских поселений сёл, городов и общественных организаций на соответствующих собраниях (промксах) из наиболее авторитетных и известных общественной деятельностью людей, идентифицирующих себя как ЭРЗЯ, признающих и поддерживающих Декларацию «Об официальном названии эрзянского народа».
|